1 сентября 2014 Просмотров: 627

 Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!Я сердечно рад приветствовать всех вас на торжественном акте, посвященном началу нового учебного года в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище!По традиции, мое выступление как ректора семинарии посвящено особенностям жизни духовной школы и адресовано, в первую очередь, первокурсникам. Однако, думаю, что и всем воспитанникам нужно почаще напоминать себе о том, какой путь вы избрали. В любом деле очень важно то, что называется, правильным целеполаганием. Иными словами, воспитанник духовной школы должен хорошо осознавать, ради чего он пришел в семинарию. Цель очень высокая, очень достойная ― стать священником, пастырем Христовой Церкви. И если есть четкое осознание этой цели, то и вся жизнь человека должна быть посвящена ее достижению, определенным образом перестроена. Поэтому весь строй жизни духовной школы нацелен на то, чтобы максимально помочь воспитанникам, желающим научиться доброй христианской жизни и получить возможность стать пастырем.Служение священника ― дело крайне необходимое людям и неимоверно ответственное. Оно требует от человека полной отдачи, посвящения всего себя своему служению. Мне много раз приходилось говорить, что невозможно быть священником только в храме, «в рабочее время», во время исполнения прямых обязанностей. Священник ― это человек, который призван подавать людям пример исполнения евангельских заповедей каждое мгновение своей жизни. Для этого, прежде всего, необходимо быть человеком глубоко верующим, иметь большое желание послужить Богу и людям. Если же для священника на первом месте будут его собственные, пусть даже неукорные, житейские потребности, то он не сможет оставаться священником. И, скорее всего, или уйдет из Церкви, или вместо того, чтобы приводить людей к Богу, будет только отталкивать от Него.Обращаясь к преподавателям и воспитанникам духовных школ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл всегда говорит о том, что в семинарии очень важна роль преподавателей и наставников, однако не меньшая роль отводится и самому учащемуся. «Его служение Богу, Церкви и людям начинается не после выпуска из стен учебного заведения, но уже здесь и сейчас. Уже сейчас перед ним стоит задача научиться должному отношению к своим наставникам, товарищам и к тому основному послушанию, которое на него возложила Церковь, — к учебе. Если сразу не начать возделывать свою душу и развивать свои интеллектуальные способности, то существует огромный риск, что, однажды облачившись в священные одежды, этот бывший студент останется внутренне слабым, лишенным того главного качества, которое делает служителя Церкви пастырем добрым (см.: Ин. 10, 11)», ― подчеркивает Святейший Патриарх.Семинария, по старой доброй традиции российского духовного образования, считает своим долгом не только обучать, но и воспитывать своих студентов. В то же время и учащиеся духовной школы должны помнить о том, что они не просто студенты, но молодые христиане, а христианская жизнь невозможна без работы над собой и самовоспитания.Помимо учебы, в семинарии вам придется выполнять ряд обязанностей, связанных с обеспечением быта и учебного процесса, то есть нести разного рода послушания. Что касается хозяйственных послушаний, то это лишь небольшая часть необходимых работ. В нашей семинарии достаточно много обслуживающего персонала, но все равно воспитанникам приходится что-то делать самим. К этому надо относиться не как к досадному недоразумению, неприятной нагрузке, а как к возможности научиться всему тому, чему вы не научились дома и в школе. Чем больше умеет человек, начиная с элементарных вещей, с обслуживания самого себя, тем более подготовленным он выйдет во взрослую жизнь.В наше время в семинарию поступают совсем молодые люди, в большинстве своем выпускники школ, с минимальным набором жизненных навыков, привыкшие к родительской заботе и достаточно свободному времяпрепровождению. И задача ваших наставников, помимо всего остального, ― помочь вам стать взрослыми, воспитать в каждом из вас по-настоящему ответственного, работящего человека, которому можно что-то поручить, и который справится с порученным ему делом. Это очень важно, потому что если за пять лет пребывания в семинарии человек не повзрослеет внутренне, его дальнейшая судьба вызывает опасения.Совсем недавно, около года назад, государство предоставило отсрочку от призыва воспитанникам религиозных учебных заведений. С одной стороны, это хорошо. Но, с другой, и я всегда говорю об этом,― каждому молодому человеку неплохо было бы пройти армейскую школу, и тем более тому, кто собирается стать священником. Многие воспитанники нашей семинарии по моему благословению служили в армии. Если кто-то пожелает последовать этому примеру, вы сможете отслужить и продолжить обучение по возвращении.Я не случайно говорю так много о необходимости внутреннего взросления и самовоспитания. Дело в том, что семинаристы очень молодые люди. Если человек поступил в духовную школу сразу после средней школы, женился и принял священный сан, то сегодня очень часто он становится священнослужителем в возрасте 22-23 лет, то есть значительно раньше, чем это возможно по церковным канонам. Напомню, что, согласно канонам, рукоположение во диакона возможно в возрасте 25 лет, во священника – в возрасте 30 лет. К сожалению, сегодня эти правила практически нигде не соблюдаются ― «нужды ради», из-за острой нехватки духовенства. Бывает, что рукоположение оправданно и возрастная граница не так важна, потому иной человек в свои 22 года значительно более рассудителен и выдержан, чем кто-то другой в 30. Плохо другое ― то, что человек становится пастырем и учителем, не имея элементарного опыта – житейского, семейного, трудового, опыта пребывания в коллективе. Люди приходят к священнику со своими вопросами и проблемами, просят разобраться с теми или иными житейскими ситуациями, которые порой настолько запутаны, что и опытный-то священник не в состоянии сразу их разрешить. А перед ними – 23-летний мальчишка, который ничего в жизни не видел, ничему толком не научился… И я как архиерей могу свидетельствовать, что эта проблема ― отсутствие житейского опыта в молодых батюшках, даже очень хороших, верующих, благочестивых благонамеренных ― еще долго будет давать о себе знать в нашей церковной жизни. Поэтому ваше пребывание в семинарии, учеба, послушания, ответственность, которую вы будете нести и которая с каждым годом будет серьезнее, всё это направлено к одному – дать вам возможность за эти пять лет вырасти внутренне: душевно, духовно, интеллектуально.В нашей семинарии предусмотрено всё для успешной учебы и интеллектуального роста: есть прекрасные преподаватели, замечательная библиотека, компьютерные классы. Но опять же ― решающее значение имеет старание самого воспитанника, его желание учиться.К сожалению, и к этому некоторые наши студенты бывают не готовы. Я хотел бы напомнить присутствующим, что мы вынуждены бываем отчислять воспитанников, и порой, до конца обучения отсеивается 10-15 % из курса. Отчисление может быть связано не только с погрешностями в поведении, с несоответствием требованиям духовной школы, но и со слабой успеваемостью, а точнее сказать, с нежеланием учиться. Поэтому я сразу хочу предупредить: несмотря на то, что количество учащихся у нас небольшое, мы без сожаления расстаемся с теми, кто не показывает добрых успехов в жизни и в учебе, не проявляет прилежания.Одно из самых главных послушаний в духовной школе ― богослужебное. В семинарском храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова богослужение совершается преподавателями и воспитанниками семинарии в священном сане. Семинаристы поют и читают на клиросе, несут послушания пономарей, ризничих, иподиаконов.Многолетний ректор Московских духовных школ, затем ректор Саратовской семинарии, которому она обязана своим становлением, ныне покойный архиепископ Александр (Тимофеев) называл храм главной семинарской аудиторией. Он любил повторять: «У семинаристов две дороги — в библиотеку и в храм». Действительно, те знания, которые мы приобретаем в аудиториях, ― это теория, которая должна укреплять нашу решимость жить церковной жизнью. А главное в Церкви ― ее литургическая жизнь, жизнь с Богом и со святыми, участие в Таинствах, в которых действует Сам Господь.Человек, который собирается стать священником, прежде всего должен полюбить богослужение так, чтобы оно стало потребностью его души, необходимой как дыхание. Если воспитанник не имел такого навыка до поступления в семинарию, он должен приобрести его здесь. Если же не приобрел и за время учебы, тогда не надо даже думать о хиротонии, потому что человек, для которого богослужение ― надоевшая обязанность, совершенно не годится для священнослужения.Не дежурный помощник должен загонять студентов в храм ― они сами должны стремиться на службу с тем чувством, которое выражено во многих псалмах и песнопениях: утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему… Это чувство надо воспитать в себе. Оно приобретается навыком, осознанным участием в службе, и все послушания в храме, посещение храма в воскресные и праздничные дни ― это не просто обязанность воспитанника семинарии, но и то, что призвано помочь ему, привить любовь к богослужению в его сердце. Если этого не происходит, значит что-то не в порядке. Надо очень хорошо подумать, посоветоваться с духовником, постараться исправиться или уходить из семинарии. Если человек не научился жить жизнью Церкви, то, став священником, он ничего не сможет дать своим пасомым, не сможет привести людей к Богу.Когда я беседую с абитуриентами, из года в год сталкиваюсь с тем, что у подавляющего большинства из них нет духовника. Спрашиваешь «У кого ты исповедуешься?» ― «Да у разных священников»; «Есть духовник?» ― «Постоянного нет».Это неправильно. Не только монашествующие, но и миряне должен иметь постоянного духовника, то есть священника, которому человек регулярно исповедуется. Преподобный авва Дорофей напоминает слова Священного Писания: «Спасение есть во многом совете» (Притч. 11, 14). И поясняет: не в совете со многими, а во многом совете с опытным человеком: «…С тем, к кому имеем доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но всё открывать и обо всём советоваться; такому и есть верное спасение ″во мнозе совете″».У нас в семинарии есть духовник – протоиерей Владимир Пархоменко. Я хочу специально оговорить: это не значит, что все семинаристы в административном порядке обязываются ходить на исповедь только к нему одному. Каждый из вас может выбрать священника, который будет отвечать вашим внутренним запросам, и к которому можно обращаться. Это могут быть и преподаватели семинарии, и священники из храмов Саратова или из тех городов и сел, откуда вы прибыли на учебу. Но нужно обязательно приучить себя к регулярной исповеди у духовника, которому вы будете исповедоваться постоянно. Это имеет большое значение не только для вашей собственной духовной жизни, но и для дальнейшего служения. Ведь очень часто возникает вопрос: как молодому священнику научиться исповедовать людей? И я всегда отвечаю: только одним способом ― самому регулярно исповедоваться у духовно опытного человека. Тогда и произойдет то «другдругоприимательное» научение, которое является главным в духовной жизни, когда живой опыт передается от одного человека к другому.По традиции, идущей еще из XIX века, в духовных школах есть дни, когда все учащиеся исповедуются и причащаются ― как правило, во время Рождественского и Великого постов. Но это ни в коем случае не значит, что этим можно ограничиться. Каждый семинарист должен регулярно приступать ко Причащению, а регулярность участия в Таинствах нужно установить со своим духовником. Но если воспитанник причащается реже, чем раз в месяц, думаю, это неправильно. Нужно причащаться, по крайней мере, во все двунадесятые праздники, в дни постов, в дни памяти особо почитаемых святых ― для того, чтобы приучить себя жить так, как подобает христианину, и как многие из вас не жили до поступления в семинарию. Еще раз призываю всех в годы учебы вести правильную, трезвенную, внимательную внутреннюю жизнь.Еще несколько слов об организации учебного процесса и особенностях этого учебного года.К сожалению, нельзя не отметить, что количество наших абитуриентов и воспитанников несколько снизилось по сравнению с тем, что было 5-7 лет назад. Как я уже говорил, это связано, прежде всего, с тем, что церковная жизнь развивается, и в соседних митрополиях открываются новые семинарии. Но есть и положительные изменения – качественные. Во время собеседования в этом году у меня впервые было ощущение, что подавляющее большинство абитуриентов – это люди, которых я знаю, с которыми общался, потому что они росли в наших храмах. Заметно повысился уровень церковной грамотности абитуриентов. Большинство из них умеет читать по-церковнославянски; внимательно, а некоторые и не по одному разу, прочитали Священное Писание. Хотя до сих пор встречаются и те, кто поступает, ограничившись библейской историей или даже пересказом «Детской Библии»… Особо хотел бы упомянуть о чтении Священного Писания. Это чтение должно стать внутренней потребностью каждого христианина, так же как воздух для дыхания. И это не просто красивые слова. Писание необходимо читать всю жизнь. И приучиться к этому лучше всего в семинарии. Лишь напитавшись сам духом Священного Писания, зная его, любя его, священник может увлечь своих прихожан и ввести их в жизнь с Богом.Преподавание в семинарии ведется по Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования и по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования «Теология». Мы надеемся, что в ближайшее время семинария пройдет аккредитацию, и выпускникам будет выдаваться диплом о высшем образовании государственного образца. Собственно, признание государством церковной системы образования ― цель тех реформ, которые проводятся сегодня в духовной школе. Происходят изменения в программах, меняется методика преподавания. Сегодня делается упор на самостоятельные, практические занятия, письменные работы, в которых требуется проявить умение мыслить, рассуждать, находить необходимую информацию и анализировать ее. Нужно учиться работать с материалом: не просто переписывать и пересказывать его, но обобщать и делать выводы. В этом семинарская программа сегодня практически ничем не отличается от программы любого вуза. Это очень хорошо, но требует известного напряжения и от профессорско-преподавательского состава, и от самих студентов.В этом учебном году нас ожидает очень важное событие: планируется визит в нашу епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который совершит Великое освящение семинарского храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Под знаком этого события мы будем жить первую половину учебного года, будем готовиться к нему.Еще раз акцентирую внимание на том, что мы с вами находимся в замечательном историческом семинарском комплексе. И я хотел бы, чтобы каждый из вас осознавал, что само наличие такого здания – это некий аванс. Его реставрация потребовала огромных усилий, и те люди, которые помогали, восстановили его на свои средства, были убеждены, что делают очень полезное, важное и нужное для народа дело ― помогают воспитывать будущих священнослужителей. Это говорит о том, что люди, порой даже не будучи глубоко церковными, хорошо понимают, какую роль играет Церковь в жизни народа и общества. И будет очень плохо, если мы сами будем понимать это в меньшей степени. Я прошу вас очень по-хозяйски, бережно относиться к семинарии ― начиная от внешнего порядка и заканчивая более серьезными вещами. Прошу всегда помнить: то, что мы имеем, те возможности, которыми мы пользуемся ― это не то, что мы заслужили фактом своего существования, а то, что дано нам Богом и людьми в качестве аванса. И Господь, и люди ждут от нас искреннего, самоотверженного и беспорочного служения.Я приветствую и первокурсниц Межъепархиального женского духовного училища. Все сказанное мной воспитанникам семинарии в значительной степени относится и к вам, дорогие девушки. В нашем училище вы тоже не просто получаете профессию, но готовитесь к особому и крайне нужному сегодня церковному служению, будь то служение регента или сестры милосердия. И оно требует все тех же высоких христианских качеств: крепкой веры, понимания учения Церкви и богослужения, напряженной внутренней жизни, умения жертвовать собой, любви к Богу и людям.Все эти прекрасные качества не приходят сами собой в человеческое сердце. Их надо стяжать, есть такое славянское слово, ― то есть бороться за них, понуждая себя на всё доброе. И особенно важно учиться истинно христианской любви, просить Бога об этом. Он Сам преображает человеческое сердце, если мы молимся и стараемся творить дела любви, дела милосердия. Молитвами преподобномученицы Елисаветы да поможет вам в этом Господь.Мне хотелось бы обратиться и к нашей преподавательской корпорации. Большинство из вас, отцы и братия, трудятся здесь не первый год, и я очень благодарен вам за ваше неравнодушное, искреннее участие в жизни духовной школы и ее воспитанников.В то же время хочу напомнить, что труды преподавателей принесут обильный и добрый плод только при условии доброго личного примера. Что увидят в нас молодые люди – то и воспримут. Дай Бог, чтобы это было благочестие, доброе отношение к окружающим, стремление помочь друг другу. К сожалению, противоположные качества воспринимаются гораздо легче и быстрее, чем добродетели. Мы должны всегда помнить об этом и жить по слову апостола: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Желаю от всего сердца, отцы и братия, чтобы вы стали для своих подопечных теми добрыми наставниками, слова которых назидают, а дела влекут.Еще раз поздравляю всех с началом нового учебного года. Хотелось бы призвать вас дорожить тем временем, которое дарует нам сегодня Господь — по-настоящему благодатным для тех, кто стремится изучать свою веру, возрастать в познании Бога и человеческой души, жить по-настоящему полной жизнью, претворяя ее в служение Богу и людям.Господь да благословит всех вас.Саратов, 2014 г.+ Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин