6b3j7sqck81tfpjwau7a5wb7v068k0sl.jpg
1 сентября 2016 Просмотров: 561

 Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Я сердечно рад приветствовать преподавателей и воспитанников Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиального женского духовного училища!По многолетней традиции, мы собираемся в начале нового учебного года, в первую очередь, в семинарском храме – молимся, чтобы Господь благословил наши предстоящие труды, и затем встречаемся на торжественном акте. Я хотел бы особо поприветствовать наших первокурсников, а также еще раз напомнить всем воспитанникам о том, какие особенности имеет обучение в духовной школе.Задача семинарии – готовить священнослужителей Русской Православной Церкви, а служение священника – совершенно особое. Это не профессия, а именно служение – жертвенное, требующее всего человека без остатка, и без преувеличения самое ответственное на земле.Церковь в молитве перед исповедью названа врачебницей. Все мы понимаем, насколько ответственна работа врача, ведь от его профессионализма часто зависит сама жизнь человека. Но насколько же ответственнее служение священника, который призван приводить людей к Богу и вечной жизни, и который имеет дело с бессмертной человеческой душой! Удивительно и непостижимо, что таинство хиротонии соделывает обычного человека служителем таинств Христовых. Поэтому и подготовка к этому служению должна быть особой.Для того, чтобы стать хорошим священником, нужно, в первую очередь, быть человеком Церкви: любить Бога и людей, любить церковную жизнь, видеть в служении Богу смысл своего существования. Но необходимо также многое узнать, быть всесторонне образованным человеком. Именно этим задачам подчинены все стороны семинарской жизни. В нашей Саратовской семинарии трудами преподавательской корпорации сегодня созданы очень хорошие условия для того, чтобы человек смог подготовиться к служению Церкви и получить хорошее образование. В 2015 году наша семинария прошла государственную аттестацию, и наши выпускники получают дипломы о высшем образовании государственного образца.Очень важно, чтобы с первых дней в духовной школе вы отнеслись к учебе и к послушаниям как к уже начавшемуся служению Церкви, как к делу Божию – с добросовестностью и старанием. И в то же время мне хотелось бы, чтобы вы относились ко всему с искренним интересом. Ведь в любом деле человек становится профессионалом только тогда, когда он любит свое дело. «Купец, воин, судья, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную, – говорит святитель Феофан Затворник. – Чем поддерживают они себя в трудах своих? Воодушевлением и любовью к своему делу. Не иным чем можно поддержать себя и на пути благочестия. А без сего мы будем находить в служении Богу темность, тяготу, скуку, вялость. Надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас духу. Ясно, что без ревности христианин – плохой христианин: вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни холоден, – и жизнь такая не жизнь».Две функции семинарии – учебная и воспитательная – очень тесно связаны между собой. Не случайно мы называем наших учащихся не студентами, а воспитанниками. Воспитанники дневного отделения проживают в общежитии, вместе молятся, исполняют разного рода послушания. В традиции Церкви семинария ― закрытое учебное заведение с четким распорядком дня. Кому-то бывает трудно привыкнуть к этому распорядку и строгим требованиям к дисциплине. К сожалению, современным молодым людям очень часто не хватает собранности, умения сосредоточиться, у большинства нет привычки к труду и послушанию. Но это ведь не только очень важные христианские, но и просто добрые человеческие качества. Тем более они необходимы будущему священнику, и их нужно в себе вырабатывать, прикладывать усилия, понуждать себя на все доброе. И если человек старается везде и во всем поступать по совести, если четко осознает, с какой целью пришел в духовную школу, все сложности преодолимы.Наверное, как и любом вузе, в семинарии учатся разные люди: по возрасту, по своему характеру, чаще всего до поступления они были не знакомы, но теперь им приходится много времени проводить вместе. И очень важно в общежитии, на занятиях, в любом общении прислушиваться друг к другу, учиться терпеть, уступать. У святых отцов много говорится о том, что новоначальному необходимо пожить в общежительном монастыре. Они сравнивали монахов, долго живших в общежитии, с камешками на морском берегу, которые морские волны столетиями били друг об друга. У этих камней не бывает острых углов, настолько они притерлись один к другому.Где бы вы ни жили и не служили в дальнейшем, вы будете окружены людьми – в храме или вне его, в семье или в монастыре. Поэтому так важно сегодня с помощью Божией и благодаря тем, кто находится рядом (преподавателям, сокурсникам) познать себя, острые углы своего характера, свои грехи и страсти, – и начать с ними борьбу. Без этого просто невозможно стать священником. Ведь священник призван учить прихожан христианской духовной жизни не на словах, а на деле. Но главное – он должен всех приходящих к нему людей вместить в свое сердце. Замечательный священник и монах, духовник братии Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) говорил так: «Священник – это человек для всех». Он должен уметь относиться к любому человеку с такой же доброжелательностью, с какой относится к друзьям и родным. Должен уметь сострадать – плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Только любовью священник может привести человека к Богу.Очень хорошо, если человек любит читать. Обычно такой человек умеет и любит учиться и обладает широким кругозором. Еще лучше – если он приобрел замечательный навык регулярного чтения Евангелия и святых отцов. Для священника этот навык еще и крайне необходим, поэтому постарайтесь приобрести его в годы учебы.Священное Писание Ветхого и Нового Завета — это наш главный семинарский предмет, и священник просто обязан знать его. Мне приходят письма от православных людей, которым приходится общаться с сектантами разного рода. Те с большим энтузиазмом и убедительностью пытаются доказать им правоту своего учения и «ущербность» (в кавычках) православной веры с помощью цитат из Библии. И люди спрашивают: что им делать, как можно этому противостоять? Только одним – знать Писание так же хорошо, и гораздо лучше. Это очень печально, что прихожане православных храмов, а тем более, семинаристы, духовенство зачастую знают Писание плохо, Евангелие читают редко. В этом смысле мы до сего дня проигрываем сектантам (а их очень много в Саратовской области), которые не имеют Церкви, благодатных и спасительных Таинств, но при этом знают Библию почти наизусть. Священник же, призванный проповедовать Евангелие и учить других, по слову Спасителя, должен стоять на твердом основании того учения, в котором был наставлен (ср.: Лк. 1, 4).Кроме того, чтение Нового Завета для верующего человека — это больше чем чтение. Оно входит в состав ежедневного молитвенного правила (есть распространенная практика читать каждый день одну главу Евангелия и две апостольских посланий, по возможности Псалтирь). И если человек читает Евангелие внимательно и с молитвой, через какое-то время его душа, по выражению святых отцов, напитывается евангельским духом. Евангелие становится критерием, которым человек проверяет всё, что он делает, что с ним происходит.Каждый христианин призван к внимательной внутренней жизни. И если мы внимательны к себе, то понимаем, что все время находимся в состоянии выбора: как поступить, что сказать, какой помысел послушать… Во внешнем, бытовом плане, это проявляется так: огрызнуться или промолчать, сделать что-то полезное или дать себе волю полениться, почитать духовную книгу или погрузиться в интернет… Абсолютно все ситуации — от незначительных до серьезных — христианин должен проверять Евангелием. И тогда слово Божие начинает звучать в его сердце, меняется вся его жизнь, становятся добрыми и радостными отношения с Богом и людьми.Стать человеком Церкви, христианином не только по имени, но и по жизни, невозможно без молитвы и участия в Таинствах. Поэтому мне хотелось бы, что для вас стало потребностью часто исповедоваться и приступать к Святым Христовым Таинам.Любому христианину, а тем более, будущему пастырю, необходим опыт борьбы со своими страстями. Человеку очень сложно исправить свои недостатки, даже если он о них знает, а сложнее всего себе самому в них признаться. Мы любим оправдывать себя во всем, считать себя гораздо лучше, чем мы есть. А начало спасения человека, по словам преподобного Петра Дамаскина,— это видение своих грехов, бесчисленных, как морской песок. Недаром многие святые говорили о том, что главный труд в жизни христианина — внимать себе ради исправления своего сердца.В нашем календаре установлены дни, когда все воспитанники исповедуются и причащаются. В семинарии таинство исповеди проводит духовник СПДС протоиерей Владимир Пархоменко, в женском духовном училище — его директор и духовник протоиерей Сергий Кляев. Однако все учащиеся совершенно свободны в выборе духовника, и помимо тех дней, в которые совершается общая исповедь, можно и нужно исповедоваться, когда вы чувствуете в этом потребность. Быть в мире с собственной совестью и в единении со Христом — вот то искомое состояние, к которому человек должен стремиться.Для будущего священника чрезвычайно важно еще и то, что никак иначе нельзя научиться исповедовать других людей, кроме как исповедоваться самому.Еще одна «задача на всю жизнь» для пастыря — научиться молиться. И здесь я имею в виду и молитву в храме, и молитву личную, келейную.Молитва — это потребность верующей души, которая, по словам святителя Григория Богослова, сродни потребности дышать. Отношения между Богом и человеком — это отношения личные. Если человек всегда помнит о том, что есть Бог, что Он рядом («Бог близок к нам как дыхание», говорил преподобный Силуан Афонский), что Господь во всем заботится о нем,— молитва становится для него необходимым условием его существования.Соборная молитва как ни что другое поддерживает и укрепляет человека, который любит и понимает богослужение. Все наши воспитанники проходят богослужебную практику: пономарят, читают и поют на клиросе в храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И мне бы очень хотелось, чтобы здесь, в семинарии, вы открыли для себя сокровищницу православного богослужения. Ведь оно не только необычайно глубоко и красиво, но и исчерпывающе отвечает на все вопросы верующего человека. В наших богослужебных текстах ― истины нашей веры во всей их полноте, самое высокое богословие. Но при этом богослужение обращается не только к уму, но и к сердцу человека.Кроме того, богослужебные молитвословия составлены, как правило, святыми. Людьми, которые опытно познали Бога, смогли в своей жизни исполнить Божии заповеди, которые знают, к Кому обращаются и о чем говорят. Их отношение к миру, к окружающим людям, к самим себе — наиболее адекватное, евангельское. И когда мы молимся их словами, то проникаемся их духом, становимся причастниками их подвига. Мы настраиваем свою душу, ум и сердце на правильную волну, если можно так выразиться, в отношении к Богу.Готовясь к пастырству, надо помнить и то, что прихожане будут любить службу настолько, насколько ее любит священник. Это подтверждено самой жизнью: больше всего людей ходит в те храмы, где богослужение совершается неторопливо, тщательно, осмысленно, когда прихожанам понятно, что читают и поют на службе.К сожалению, нужно сказать и об обратном: пока человек не полюбил службу, ни о каком священнослужении не может быть речи. Оно будет тягостным для такого пастыря и со временем может привести к глубокому разочарованию, даже к жизненному краху.Важно постараться научиться не только храмовой, но и личной, домашней молитве. Обычно я советую нашим воспитанникам вместе с духовником подобрать себе хотя бы небольшое, но постоянное личное молитвенное правило в дополнение к утренним и вечерним молитвам. Повторю: только в молитве священник сможет в дальнейшем черпать душевные силы для своего служения. Их может укрепить только Сам Господь: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин. 4, 14).Сегодня требования к священнослужителям очень высоки, а в нашей ситуации, когда духовенства не хватает, молодому священнику уже вскоре по окончании семинарии нужно принимать служение во всей его полноте. Ему приходится совершать богослужение и исповедовать, отвечать за строительство и хозяйственную деятельность прихода, идти в школы и учебные заведения, организовывать социальное служение. Поэтому священник должен быть человеком образованным, уметь с совершенно разными людьми говорить о вере. Но, конечно, основные требования к священнику — нравственного характера. Он сам должен жить той жизнью, к которой призывает прихожан: быть образцом в семейных отношениях, любить людей, должен быть готовым, как врач, в любую минуту бросить всё и идти туда, где нужна его помощь. В общем, сытой и беспечальной жизни у священника быть не может. Но в то же время жизнь с Богом, жизнь в Церкви – это радость и счастье. Близость Божия и любовь прихожан к хорошему батюшке будут поддерживать его во все дни его жизни.В этом году в Саратовской семинарии произведен хороший набор: приняты 20 человек на дневное и 16 на заочное отделение. 7 воспитанниц поступили на регентское отделение Межъепархиального женского духовного училища. Причем проявилась интересная тенденция: и в семинарии, и в училище большинство абитуриентов в этом году были не выпускниками средних школ, а уже взрослыми людьми. Очень отрадно и то, что четверо наших выпускников пополнили состав нашей профессорско-преподавательской корпорации после завершения учебы в Санкт-Петербургской и Московской духовных Академиях. Те, кто учатся уже не первый год, знают, что я всегда призываю наших выпускников служить в нашей епархии, именно здесь применять те знания, которые были получены в духовных школах.Приветствую и благодарю администрацию и преподавателей семинарии и женского духовного училища. Большинство из вас трудится здесь уже не первый год, и не просто отдают свои силы и знания, но и болеют сердцем за духовные школы и своих воспитанников. Я желаю вам помощи Божией в предстоящих трудах, здоровья и терпения.Я сердечно рад приветствовать и первокурсниц Межъпархиального училища ― будущих регентов. Вам тоже предстоит особое церковное служение, которое невозможно без любви к Богу, Церкви и людям. Пусть время учебы станет для вас наполненным и благодатным, той лествицей, которая поможет вам возрасти в добрых христианских делах и чувствах, в чем, молитвами преподобномученицы Елисаветы, да поможет вам Господь.Я еще раз поздравляю всех вас с началом нового учебного года. Молитвенно желаю всем помощи Божией. Желаю, чтобы во всех наших трудах и поступках мы оставались добрыми христианами и верными чадами Христовой Церкви.01 сентября 2016 г.Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин