2kahj4wshu2m1cnymwvzcb4pgt69lvak.jpg
21 июня 2016 Просмотров: 562

 Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!Сердечно приветствую всех собравшихся. Всех вас поздравляю с окончанием учебного года, а выпускников — с завершением обучения, радостным и важным событием в их жизни.Церковь сегодня очень нуждается в пастырях, и особенно — в добрых пастырях. Жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37), — эти слова Спасителя актуальны во все времена. Очень отрадно, что многие выпускники семинарии этого года уже рукоположены и начали свое служение Церкви.Особенность нашего времени — преобладание в составе духовенства молодых людей. Как вы знаете, я регулярно отвечаю на вопросы на нашем сайте. Уже несколько раз мне задавали вопрос: не боитесь ли Вы рукополагать молодых священников? И я отвечаю: боюсь, но рукополагаю. Потому что, во-первых, молодость — это недостаток, который быстро проходит. А во-вторых, молодости присущи замечательные качества, которых часто уже не хватает людям среднего возраста: ревность, горение, способность к познанию и саморазвитию. В юности человек преисполнен идеальных, в хорошем смысле, представлений, и может сделать очень много доброго. Хотя, конечно, для такого сложного и ответственного служения молодым людям не хватает жизненного опыта, он приходит только с годами. Вот почему я хотел бы напомнить, что нужно очень трезво относиться к самому себе и постоянно советоваться с более опытными собратьями. По традиции, на выпускном акте, напутствуя наших выпускников, я хотел бы обозначить особенности служения в наше время и дать ряд необходимых практических советов.Сегодня в городе Саратове реализуется беспрецедентная программа — ведется строительство 20 новых храмов. Это налагает на всех нас большую ответственность. Строительство храмов — дело очень сложное. Оно требует средств, которых, как правило, у Церкви нет. Однако в данном случае, благодаря поддержке благотворителей, дело идет, и храмы возводятся в разных районах города. Теперь самое главное, чтобы в каждом построенном храме был настоящий священник — добрый, ответственный, ревностный. Который не просто ждет, когда люди сами придут и принесут ему что-то, а настоящий пастырь, который сможет с любовью встретить приходящих в Церковь людей и настолько убедительно рассказать им о Боге, что они станут истинными христианами. Это всегда было сложно, а особенно в наше время. Поэтому служение священника, которое всегда требовало жертвенности и очень большой отдачи, сегодня требует их в максимальной степени.Несмотря на то, что мы строим храмы в городах, мы не имеем права забывать и о малых населенных пунктах — деревнях и поселках, где люди так же просят помочь им в строительстве или восстановлении церкви, открыть храм хотя бы в приспособленном помещении. В идеале — об этом многократно говорил Святейший Патриарх Кирилл, это и мое глубокое убеждение — храм должен быть в каждом населенном пункте, где живут люди. Может быть, не на каждом сельском приходе может быть свой постоянный священник, но богослужение должно совершаться регулярно, хотя бы по праздникам. Вы знаете, что в нашей епархии на праздники мы отправляем священников в сельские храмы для совершения богослужения. Мы стараемся также поддерживать священников, служащих на сельских приходах. Епархия заботится об их материальном положении: мы платим им зарплату, стараемся обеспечить быт, зачастую оплачиваем коммунальные услуги — делаем всё, что в наших силах, для того, чтобы священник мог жить и служить на селе.Понятно, это сложно, порой труднее, чем служить в городе. Но это наш долг, наша обязанность, поскольку жители села точно так же, а может, и в большей степени, нуждаются в храме и в слове о Боге. И практика показывает: там, где есть храм и где священник добросовестно исполняет свои обязанности, через какое-то время полностью изменяется атмосфера в самом селе или райцентре, потому что наличие христианской общины в буквальном смысле преображает, или, по евангельскому слову, как закваска всквашивает окружающее население, изменяя людей в лучшую сторону. Поэтому каждый священник должен понимать, что от него зависит не только то, сколько человек будет ходить к нему в храм, но по большому счету, зависит будущее нашего народа.Хочу привести в качестве примера одного из наших священников, которого 11 лет назад я послал в один из райцентров — в Озинки, где совсем непростая жизнь, и год от года уменьшается русское население. Батюшка приехал туда из Саратова и начинал свое служение в очень сложных условиях. Недавно мы освящали новопостроенный храм в этом поселке и увидели в нем настоящую общину — большую, дружную, объединенную вокруг Церкви и своего настоятеля. Если бы таких священников у нас было большинство, думаю, сегодня мы жили бы совсем в другой стране.Повторю: священническое служение очень ответственно. Оно было, есть и всегда будет самым высоким делом, которое человек может совершить на земле. Священник — это тот, кто приводит людей к Богу, примиряет и соединяет с Ним в Таинствах Покаяния и Евхаристии, учит их жизни по Евангелию, жизни во Христе. Цель священника — спасение человеческой души. Преподобный Иоанн Лествичник в своем «Слове к пастырю» говорит удивительные слова: «Никакой дар от нас Богу не может быть столько приятен, как приношение ему словесных душ через покаяние. Ибо весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа пребывает вовеки».Поэтому нужно приступать к служению священника с сознательным и очень горячим желанием послужить Богу, с любовью к людям, стремлением помочь им в деле спасения.Я очень люблю и часто привожу слова преподобного Антония Великого: «Величайшее безобразие из всех безобразий — учить других тому, чего сам никогда не делал». Думаю, каждый священник должен принять их в качестве жизненного правила. Потому что, если батюшка учит людей жить внимательной жизнью, молиться, поститься, а сам ни в чем себе не отказывает, говорит о смирении, а сам не смиряется, требует послушания, а сам никогда никого не слушался — конечно, никакой пользы людям это не принесет. Да и сам священник, даже если он, как актер, научился хорошо играть свою роль, причинит своей душе большой вред.В годы своей учебы в Болгарии я познакомился с замечательным архипастырем митрополитом Неврокопским Нафанаилом. Он был не только архиереем, но и очень глубоким духовником. Он рассказывал, что в студенческие годы его очень заинтересовал опыт православных миссионеров, которые работали в Африке: «Мне было интересно — как они там, в Африке, миссионерствуют? Один из них — сейчас он новозеландский епископ Амфилохий — рассказывал так: я прихожу в селение, строю себе хижину на окраине и начинаю заниматься каким-нибудь рукоделием. Ко мне приходят люди, берут мои изделия в обмен на продукты. И при этом видят, как я отношусь к людям, как я молюсь… Они проявляют интерес, у нас возникает контакт, и я знакомлю их с истинами православной веры без всяких деклараций. Так вот, если мы в своей «хижине» сохраняем благочестивый образ жизни, мы освещаем путь тем, кто далек от нас, кто нуждается в свете Христовом, и Божья благодать непременно сойдет на них… Долг миссионерства лежит на каждом православном человеке; мы должны миссионерствовать не только словами, но, как заповедал Христос, словом и делом», — такие выводы сделал для себя будущий владыка Нафанаил. И подтвердил их опытом своей жизни: его очень любили люди, и очень многих собственным примером он привел ко Христу.Центром жизни священника должна быть его вера, признание абсолютной реальности бытия Божия и следование Его заповедям. Где бы ни служил священник, люди очень внимательно присматриваются к нему: верит ли он в Бога и живет ли так, как учит. Если они видят в его сердце настоящую живую веру, то они тянутся к такому священнику, к храму и сами стараются жить по-христиански, потому что, по известному святоотеческому выражению, слова назидают, а дела влекут. Если люди во всех действиях священника — от каких-то повседневных его поступков до служения Литургии — будут видеть, что он живет в постоянном присутствии Божием и что это самое главное в его жизни, то тогда его служение будет успешным и радостным — и для него, и для паствы, по слову Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).Основой жизни каждого христианина, а тем более священнослужителя, должны стать молитва и чтение слова Божия. Более того, священник не сможет быть священником, если он не умеет и не привык питать свою душу молитвой, не любит богослужение. Я часто говорил вам об этом, и повторю, что Источником благодатных сил для священнослужения является лишь один Господь.Богослужение ведь не просто очень много дает человеку: оно придает подлинную полноту нашей духовной жизни. Например, в минувшее воскресенье мы отмечали День Святой Троицы. Служба этого дня удивительна: она содержит самые глубокие богословские истины в самом совершенном образном изложении, доступном для каждого человека, если он привык внимательно относиться к тому, что поется и читается в храме. Богослужение — это и есть наша жизнь с Богом и со святыми, таинственная, мистическая, но абсолютно реальная и полная. Если священник этого не понял, к сожалению, он совершил главную ошибку в своей жизни.Нужно обязательно каждый день читать Евангелие, потому что это первоисточник, основа основ, слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Есть распространенная практика, которую я рекомендую каждому священнику: читать в день три главы Нового Завета — по одной главе Евангелия и по две из Апостола. Кроме того, в личное молитвенное правило христианина обычно входит Псалтирь. Как ее читать — по кафизме в день или хотя бы по одной части кафизмы, по «Славе…» — это зависит от возможностей человека и от потребностей его сердца. На самом деле найти время на то, чтобы прочитать Священное Писание, не так трудно. Если человек начнет с чтения свой день, и потом в течение дня будет стараться исполнить то, что он прочитал, он получит большую духовную пользу.Вообще любовь к чтению, к святоотеческой и классической литературе — это очень хорошее качество. Чтение восполняет для молодого священника недостаток жизненного и духовного опыта, помогает лучше понимать себя и людей и научиться распознавать, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), дух времени.Молодые священники, начинающие свое служение, часто жалуются на то, как тяжело им бывает исповедовать прихожан. Это говорит о том, что в годы обучения в семинарии они сами не научились исповедоваться и не приучили себя к постоянной исповеди. Слава Богу, есть немало замечательных батюшек, которые ездят по монастырям, имеют духовников и часто исповедуются. Есть приходы, где батюшки перед службой исповедуются друг другу. Но в основном, конечно, духовенство исповедуется мало, и это очень большая беда и корень многих серьезных проблем нашей церковной жизни. Каждый священнослужитель должен понимать, что принятие священного сана не снимает с клирика тех обязанностей христианина, которые несут миряне, а, наоборот, требует их исполнения в еще большей степени. Сам я всегда призываю семинаристов исповедоваться чаще, потому что только тот священник, который умеет исповедоваться и понимает значение исповеди, сможет научить этому своих прихожан.Поэтому я еще раз призываю вас, окончив семинарию, продолжать учиться. Осваивать духовную жизнь — «науку из наук» — необходимо всю жизнь.Сегодня Церковь часто упрекают, что она не отвечает своему высокому предназначению, и священники в Церкви не такие, какими должны быть, и какими хотели бы видеть нас люди. И нам нужно очень честно всматриваться в самих себя. Даже если мы понимаем, что эти слова исходят из уст людей, которые ненавидят Церковь, но все равно мы должны понимать, что в этой своей ненависти они очень четко видят наши реальные недостатки, указывают нам на них – и надо стараться исправлять себя. Собственно, это один из законов духовной жизни.К сожалению, я должен сказать и о том, что не каждый священник остается на высоте своего служения. Ежегодно в нашей епархии священнослужители подвергаются прещениям, вплоть до запрета в священнослужении. Чаще всего, причина в отсутствии внимательной духовной жизни и требовательности к самому себе. Современный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин) напоминает: «Христианство не знает механического освящения: человек, получая сан священника, остается как личность с тем же потенциалом добра и зла, ему так же, как и любому из его пасомых, необходимо бороться с собой, искоренять, как бы с кровью вырывать из своего сердца страсти и пороки, для него не облегчен путь духовного совершенствования, напротив, он становится ответственным за ту благодать, власть и право, которые получил в таинстве хиротонии, то есть подлежит более строгому Божескому и человеческому суду».Когда сегодня в интернете обсуждаются разного рода неприятные ситуации (например, если священник оставил служение или совершил недолжный поступок), принято оправдывать их так называемым «пастырским выгоранием». Но если священник не молится, не постится, не живет целомудренной жизнью – это вовсе не пастырское выгорание, это окамененное нечувствие человека, который не ведет тот образ жизни, который он должен вести соответственно своему сану. Здесь вступает в действие еще один духовный закон: человек, находящийся рядом со святыней, не может оставаться в относительно приличном состоянии, если перестает жить как должно, вести себя соответственно этой святыне. Он должен расти, или он будет падать.Надо честно признаться, что каждый человек проходит через периоды охлаждения, нечувствия. В Евангелии сказано, что Царствие Небесное нудится (Мф. 11, 12). Нам нужно постоянно понуждать себя на делание добра, научиться бороться с унынием и расслаблением и быть готовым к такой борьбе всю жизнь.Обращаясь к вам в день выпуска, призываю вас поддерживать друг друг друга и молитвой, и добрым отношением. Очень велика ответственность священника, и очень мало на свете людей, которые готовы нести этот крест всю свою жизнь. Сегодня вообще мало людей, готовых нести какую бы то ни было ответственность – за семью, за близких, а тем более, за других людей. Но если мы все же будем стараться выполнять свои обязанности добросовестно, хранить свою совесть чистой, то Сам Господь будет поддерживать нас, подаст неоскудевающие силы и сердечную радость в высоком священническом служении.Подводя итоги завершившегося учебного года можно сказать, что он был достаточно спокойным. Введение новой системы, новых учебных стандартов пока еще вызывает некоторые неудобства, но в целом мы с этим справились. Учебный стандарт «Теология» третьего поколения предусматривает определенную вариативность, и нам удалось вернуть в программу многие профильные предметы, которые мы были вынуждены сокращать в предыдущие годы. Я хотел бы принести сердечную благодарность профессорско-преподавательской корпорации нашей семинарии во главе с игуменом Варфоломеем (Денисовым) за самоотверженную и напряженную работу в течении всего учебного года. Их труд позволил нам выполнить все поставленные перед нами задачи.Приходится говорить и о недостатках. К сожалению, несмотря на все увещевания со стороны профессорско-преподавательского состава, студенты сдают свои квалификационные работы буквально в последний момент. В результате те, кто мог бы рассчитывать на хорошие оценки, получают удовлетворительные или даже неудовлетворительные. По этой причине два воспитанника выпускного курса не смогли защититься. Обидно за многолетний труд наставников, которые призваны дать вам необходимые знания. Это вынуждает нас в дальнейшем еще более строго подходить к вопросам учебной дисциплины наших воспитанников.В Учебном центре во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы в этом году 7 выпускниц, из них 6 окончили регентское отделение. Все они востребованы, получили распределение в храмы митрополии. Я всегда с радостью вижу наших выпускниц на клиросе. Недостаток кадров церковнослужителей – певцов, регентов, псаломщиков — у нас едва ли не больший, чем недостаток священнослужителей. И наличие регентской школы — основание для того, чтобы эта нехватка кадров была со временем преодолена, чтобы служба в наших храмах совершалась достойно, красиво и благоговейно.Хотелось бы пожелать, чтобы наш центр успешно развивался, чтобы как можно больше девушек выбирало для себя путь регента или сестры милосердия, и чтобы они выходили отсюда не просто хорошо подготовленными профессионалами, но и людьми, способными показать пример христианской жизни.Многие наши выпускницы в дальнейшем несут не менее важное служение матушки, супруги священника, очень ответственное и хлопотное. Я желаю всем вам счастья и успехов, и хочу напомнить наставление блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Это очень точное выражение самой сути взаимоотношений человека и Бога. Если все наши труды мы будем совершать ради Бога, совершенно естественным образом всё в нашей жизни выстроится в правильном распорядке.Я еще раз поздравляю всех вас с завершение учебы. Желаю доброй ревности и верности Богу и Церкви, своему призванию, своей пастве и своей семье, которая не случайно называется малой Церковью.Желаю, чтобы Господь даровал всем нам благоденствие, время и возможность послужить Его святой Церкви.Саратов, 2016 г.Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин