wctxa9u936e1gxj752kmaq1y1ayvc51q.jpg
10 июля 2015 Просмотров: 573

 Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!Я рад приветствовать на нашем традиционном торжественном акте выпускников Саратовской православной духовной семинарии и выпускниц Межъепархиального женского духовного училища, а также преподавателей и воспитанников наших епархиальных учебных заведений.Это юбилейный двадцатый выпуск нашей семинарии после возобновления ее деятельности ― и первый после получения ею государственной аккредитации.Весь этот учебный год прошел под знаком очень важных для епархии и семинарии событий. Первое ― это визит в нашу епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, освящение им семинарского храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И второе ― подготовка к аккредитации, которой была полностью посвящена вторая половина учебного года.В течение нескольких лет в нашей духовной школе осуществлялся переход на государственный образовательный стандарт III поколения по предмету «Теология». В соответствии со стандартом был разработан новый учебный план. 12-15 мая в семинарии проводилась аккредитационная экспертиза. По ее результатам Саратовская православная духовная семинария была признана прошедшей государственную аккредитацию образовательной деятельности сроком на 6 лет. Это означает, что выпускники семинарии, обучавшиеся по направлению 48.03.01 «Теология», с этого года будут получать дипломы государственного образца. Такой диплом даст им возможность при желании продолжить образование в магистратуре, а в дальнейшем и в аспирантуре государственных вузов, преподавать «Основы православной культуры» в государственных образовательных учреждениях.Из 37 духовных семинарий Русской Православной Церкви государственную аккредитацию на сегодняшний день имеют всего три, и одна из них ― наша Саратовская семинария.Несмотря на сложности, связанные с прохождением аккредитации, учебно-воспитательный процесс в семинарии не был нарушен, и в этом большая заслуга всех без исключения сотрудников семинарии. По традиции, на выпускном акте я называю преподавателей, которых хотел бы отметить. Но сегодня я не хочу никого выделять, а приношу глубокую благодарность всему коллективу нашей духовной школы во главе с игуменом Варфоломеем (Денисовым).Все выпускники этого года окончили курс с хорошими оценками, защитили дипломные работы, среди которых есть очень интересные. Я рад тому, что некоторые их них уже рукоположены в священный сан, остальные планируют принять его в ближайшем будущем. Это очень хорошо, потому что, как я уже говорил неоднократно, одной из главных проблем церковной жизни в нашей епархии остается нехватка духовенства. Открывается много новых храмов, и все же пока их недостаточно в большинстве городов и районов. Не стоит забывать, что в течение многих десятилетий в нашей стране разрушались не только храмы, но проводились кампании по полному уничтожению Церкви, включая систему духовного образования. Следствие этого ― утрата духовных традиций, оскудение веры в людях, массированное насаждение оккультных представлений через средства массовой информации уже в течение как минимум двух с половиной десятилетий, разрушение элементарных нравственных норм. Духовное состояние нашего народа сегодня является очень тяжелым. Однако Сам Христос Спаситель сказал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9, 12). И сегодня, как и сотни лет назад, проповедовать Христа, совершать спасительные таинства, вести людей к вечной жизни призван священник. Это очень важное, крайне ответственное, но и самое отрадное служение на свете. Каждый из вас, поступив в семинарию, хочется думать, сделал осознанный выбор ― стать священником. И по традиции, я как ректор и епархиальный архиерей обращаюсь к нашим выпускникам не просто с добрым словом напутствия, но хочу дать и несколько практических советов, которые, надеюсь, пригодятся вам в начале самостоятельного служения.И первый из них будет таким: продолжайте учиться, занимайтесь своим самообразованием всю жизнь. Недаром святитель Филарет Московский говорил о том, что мы, христиане, ― ученики, и мы все время должны учиться опытной христианской жизни и познавать свою веру.Ни в коем случае не стоит думать, что с окончанием семинарии, а для кого-то впоследствии и Академии, в вашей жизни наконец-то настанет блаженное время, когда можно уже ничему не учиться, а только пользоваться своим положением. Это в корне неправильно в любом виде человеческой деятельности, а тем более в священнослужении. Нужно очень трезво относиться к самому себе, четко осознавать: на самом деле вы еще очень молоды и неопытны. Люди ждут от священника очень многого ― не только благочестия, знания богослужения и умения организовать церковную жизнь, но и способности помочь им в тяжелых жизненных обстоятельствах. А помочь может только тот, кто сам побывал в этих обстоятельствах и на собственном опыте научился преодолевать трудности. Молодые священники, наших выпускников, в большинстве своем такого жизненного опыта, конечно, не имеют. Нужно обязательно общаться со старшими собратьями, более опытными и мудрыми, и стараться взять у них все самое доброе, что есть в их жизни и служении. И я лично всегда готов принять вас и ответить на ваши вопросы.Нужно наверстывать то, что было упущено вами в годы учебы. Когда я обращаюсь 1 сентября к первокурсникам, я каждый год призываю их использовать время обучения в семинарии с максимальной пользой: стараться воспринять как можно больше из того, что здесь преподается, пользоваться библиотекой, читать богословскую литературу и святых отцов. Практика показывает, что далеко не всегда мои призывы бывают услышаны. Очень часто, общаясь с молодыми священниками, я слышу от них признания: да, действительно, как много времени мы потратили впустую, как мало мы знаем... Очень хорошо, когда есть такое осознание ― оно говорит о том, что жива душа человека, не угасли его интеллектуальные и душевные способности. И вот пока есть осознание своих недочетов, пока ум и душа не потеряли восприимчивости, вы должны обязательно продолжать учиться в ходе своего служения. Может быть, даже с еще большей тщательностью и с большим вниманием, уже понимая, что вам действительно необходимо наверстать. Так нарабатывается тот интеллектуальный и духовный багаж, который необходим хорошему священнику.Пастырь должен быть человеком, самоотверженно относящимся к своему служению, не жалеющим себя. Однако, к сожалению, человеческие недостатки, слабости, ошибки присутствуют в нашей церковной жизни. В годы обучения в семинарии вы имели возможность наблюдать за жизнью епархии. Вы уже видели примеры, как добрые, положительные, так и отрицательные. И вы знаете, что кого-то из духовенства я как правящий архиерей вынужден запрещать в священнослужении. Прещения могут быть вызваны различными причинами: злоупотреблением спиртными напитками, нерадивым отношением к своим обязанностям, недолжной личной жизнью священнника.Так вот, старайтесь в церковной жизни брать только хорошие примеры. А от дурных, как сказано в Великом покаянном каноне Андрея Критского, надо не просто удаляться, а отбегать. Мы знаем, что человек удобопреклонен ко греху, поэтому плохим примерам следовать очень легко, если попустить себе это. Но священнику надо помнить о своей сугубой ответственности, ведь на Страшном суде Божием он ответит не только за себя, но и за тех людей, которых он соблазнил, отвратил собственным примером от Бога и Церкви.Священник не сможет быть священником, если он не живет той жизнью, к которой призывает своих прихожан. Он по сути профнепригоден, если не любит богослужение, не имеет молитвенного общения с Богом, не привык питать свою душу молитвой. Я часто говорил вам об этом, и повторю, что Источником благодатных сил для священнослужения является лишь один Господь. Тем, кто последовал моему совету и учился в духовной школе внутренней христианской жизни, будет гораздо легче «на переднем крае» их служения.Мне часто приходится общаться с молодыми священниками, и многие из них жалуются на то, как тяжело им бывает исповедовать прихожан. И в таких случаях я напоминаю им, что всегда предупреждал семинаристов: только тот, кто сам правильно и регулярно исповедуется у духовно опытного человека, со временем может сам стать духовником. Эти мои слова тоже часто остаются без внимания. Но вот в тот момент, когда наши выпускники начинают служить, они видят, что у них не хватает опыта, который не передается никакими лекциями, не вычитывается в учебниках, а только переживается собственным сердцем.Поэтому я еще раз призываю вас учиться. Духовной жизни учиться никогда не поздно, а чаще всего мы осваиваем эту «науку из наук» всю жизнь.Совершенно необходимы для каждого христианина, и тем более для священника, ежедневное чтение Евангелия и святых отцов. Евангелие — это первоисточник, основа основ нашей жизни и веры. Это слово Божие, которое обращено к нам и которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Есть распространенная практика: читать в день по одной главе Евангелия и по две Апостола. Нужно стараться, чтобы вся наша жизнь в этот день проходила под знаком прочитанного. По слову преподобного Серафима Саровского, ум должен вращаться в словах Священного Писания. И если так будет, во всех своих делах человек будет избирать верное направление.То же касается и чтения святых отцов ― людей, которые исполнили в своей жизни евангельские заповеди. Нужно читать и перечитывать, даже если вам кажется, что вы уже прочитали, скажем, один раз, и все знаете. Во-первых, каждый раз при чтении, на разных этапах нашей жизни в Евангелии и творениях святых отцов нам открывается что-то новое. И во-вторых, слово Божие обладает удивительной силой, способной питать и воспитывать душу человека. Эта самая главная помощь, которая необходима священнику в его служении.Священник, как мы знаем,— это человек, который служит Богу. Не работает в Церкви, а служит Богу. Поэтому служение должно быть на первом месте в его жизни, да и в жизни его семьи. Нужно понимать, что невозможно быть священником только в то время, пока ты находишься в храме. Священник не имеет права забывать о своем сане, он призван жить совершенно особой жизнью везде: на улице, дома, на отдыхе... Вы знаете, что по традиции Русской Православной Церкви духовенство отращивает длинные волосы и бороду. По этому поводу часто спорят, некоторые говорят: «А зачем это надо? В древности такого не было». А нужно это только затем, чтобы помочь человеку всегда помнить о том, кто он есть. В древней Церкви тоже существовали особые знаки (например, тонзура, выбритая на голове), которые отличали клириков от остальных людей и не позволяли им потеряться в толпе, не давали окружающим забыть, кто находится перед ними.Эти внешние, символические вещи на самом деле очень важны. Ни в коем случае нельзя разрешать себе, сняв подрясник, смешиваться с обычной толпой. Нельзя поддаваться соблазну временно «снять» с ним и свое священство и пожить «обычной жизнью обычного человека», потому что Господь сказал: Я избрал вас от мира (Ин. 15, 19). И вот это избрание, выделение от мира — то, что, с одной стороны, помогает священнику исполнять свои обязанности, а с другой ― является неким бременем, которое человек сознательно принимает на себя. Нести его необходимо всю жизнь. Люди так устроены, что быстро привыкают ко всему. Привыкают, в плохом смысле этого слова, и к своему сану, своему служению. Нужно постоянно напоминать себе о своей ответственности пред Богом и людьми.Есть еще одна проблема, о которой мне хотелось бы сказать,— это служение на сельских приходах. Мы стараемся поддерживать тех батюшек, которые получают назначение на село: платим им зарплату от епархии или от центрального храма благочиния. Понятно, что в этом служении есть свои сложности. Но, к сожалению, бывает так, что батюшки начинают скучать, а еще чаще их супруги начинают упрашивать мужа: «Сходи к архиерею, попросись в город…». Да, и в городах у нас строятся храмы, но это не значит, что они не нужны в провинции. Требования, которые предъявляют молодые батюшки, свидетельствуют, к сожалению, об очень низкой внутренней мотивации к священнослужению. Бывает, я общаюсь со священником и начинаю понимать, что он пришел в Церковь не потому, что его сердце горело желанием проповеди Христа, а потому, что он смотрит на Церковь как на место, где можно хорошо устроиться. Естественно, рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше ― посытнее, потеплее, покомфортнее. Но причем тогда священнослужение? Ведь это всегда жертва, это, прежде всего, желание донести до людей слово Божие. И в этом плане люди, живущие в деревне или райцентре, ничуть не хуже жителей большого мегаполиса. Они точно так же, а может быть, и в гораздо большей степени, нуждаются в слове Божием.Мы часто говорим о том, что истины христианства сохранились неповрежденными только в Православной Церкви. Но почему-то так исторически сложилось, что миссионерская часть нашего служения ― самая неудачная. Те, кто читал дневники святителя Николая Японского, наверняка помнят, с какой досадой, с какой горечью и болью он пишет о том, что миссии протестантов и католиков снабжены всем, чего душа пожелает. И главное, что у них есть сотни и тысячи молодых людей, которые с горящим сердцем готовы идти за Христом даже на смерть и проповедовать Евангелие по всему миру. А православная миссия представлена несколькими священнослужителями, которых в эту миссию загнали насильно и которые всеми силами пытаются удрать обратно в Россию, и как можно быстрее. Эта ситуация зеркально повторяется и в нашем сегодняшнем служении. Очень часто священник, который попал служить в село, воспринимает это как ссылку, а себя как декабриста. И через какое-то время видишь, что в его глазах поселяется вечная тоска, и он смотрит на мир, будто его страшным образом обманули: обещали одно, а дали совсем другое.Я много раз говорил всем вам, воспитанникам семинарии, о том, что наше служение может проходить в самых разных условиях. Будет оно радостным и успешным, или наоборот, станет страшным жизненным разочарованием, зависит, главным образом, от одного ― от нашего устроения, от правильной мотивации, от того, есть ли в нас стремление проповедовать слово Божие и послужить Богу и людям.Мне не раз приходилось говорить на наших встречах и о тех тенденция, которые проявляются в современном мире. Усиливается поляризация общества, в том числе, и по отношению к Церкви. Слава Богу, по данным опросов общественного мнения, большинство наших сограждан доверяют Церкви. Конечно, это не может не радовать. Но есть и противоположные тенденции. Те силы, которые заинтересованы в общественной нестабильности, всячески пытаются разрушить это доброе отношение людей к Церкви. Возникла, например, политически организованная оппозиция строительству новых храмов. Есть люди, которые очень внимательно следят за нами, выискивают недостатки, подчеркивают их и делают их известными буквально всему миру. Сегодня это очень просто, благодаря интернету. У апостола Павла есть замечательные слова: не надо давать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12), — а мы, к сожалению, достаточно часто такой повод подаем. С появлением интернета всякого рода сплетни, завистливые пересуды, так же, как и наши действительные ошибки, какие-то недопустимые поступки духовенства становятся всеобщим достоянием. Поэтому для священника очень важно всегда, в любых обстоятельствах, быть внимательным и трезвым, относиться ко всем без исключения с должным уважением и любовью. Не допускать некоего высокомерия, которым часто страдает, к сожалению, молодое духовенство. И самое главное ― быть, как говорит апостол, Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15), действительно жить по заповедям Божиим.Я от души желаю вам в этом преуспеть. Молюсь, чтобы с помощью Божией каждый из вас стал верным и добрым пастырем, и ваше служение было спасительным для вас и для вашей паствы.В Межъепархиальном женском духовном училище в этом году две выпускницы регентского отделения. Это особое церковнослужение, оно очень значимо в жизни Церкви. Наших выпускниц ждут на приходах. У нас уже есть самые добрые отзывы о них. Если поначалу были сомнения, смогут ли они найти место работы, сегодня, наоборот, выпускницы нашей регентской школы получают приглашения задолго до окончания учебы. Дорогие сестры, от ваших умений и старания зависит очень многое на службе. Хорошее пение, внятное осмысленное чтение очень важны не только для эстетической стороны службы, но и для того, чтобы наши прихожане смогли ее лучше узнать, понять и полюбить. Хочется пожелать, чтобы и вы, в свою очередь, могли учить других пению и чтению, чтобы в клиросное послушание на приходе было вовлечено как можно больше людей. Для возрождения церковной жизни это необходимо ничуть не меньше, чем труд самоотверженного священника.Еще раз поздравляю выпускников и выпускниц наших духовных школ с окончанием обучения!Молитвенно желаю, чтобы Господь хранил всех вас в мире и здравии, и дал нам время, силы и возможности послужить Его святой Церкви.Саратов, 2015 г.Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин