12 июня 2014 Просмотров: 711

 Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!Я сердечно приветствую всех вас. По традиции, в день выпуска мы молимся все вместе за Божественной литургией, а затем на нашем торжественном акте подводим итоги завершившегося учебного года.Его главным событием, без сомнения, стал переезд в историческое здание Саратовской семинарии после его возвращения Церкви и капитальной реставрации. Практически все наши преподаватели и студенты приняли участие в работах по благоустройству. За несколько месяцев это здание стало для нас обжитым домом.Конечно, самое главное ― то, что в семинарии действует свой храм. Первое богослужение в нем состоялось тоже в этом учебном году, на престольный праздник – в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Я очень рад тому, что многие наши воспитанники и преподаватели уже полюбили этот храм, ведь главные послушания в семинарской жизни – богослужебные. Недаром мы называем храм главной учебной аудиторией семинарии. И наши студенты уже почувствовали ответственность за этот храм, начали ощущать его родным. Многие говорят о том, что храм семинарии стал им ближе, чем просто приходская церковь, в которой приходилось служить раньше, деля ее с приходом, пусть даже очень благоустроенным, как это было в храме «Утоли моя печали».Я хотел бы еще раз высказать слова благодарности всем тем, кто содействовал нам в столь масштабных трудах по восстановлению исторического здания Саратовской семинарии. И, прежде всего, благодарю первого заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина.Еще одним важным направлением в жизни нашей семинарии стала подготовка к аккредитации. Напомню, это даст выпускникам возможность получать дипломы государственного образца, что позволит им не только исполнять свое священническое служение, но, при необходимости, и преподавать в средних и высших учебных заведениях такие предметы, как религиоведение, история религии, основы православной культуры.В связи с этим администрацией семинарии проделана очень большая работа, причем некоторые ее этапы пришлось пройти по два-три раза, потому что за последнее время несколько раз менялись требования для предоставления аккредитации. Надеюсь, что в будущем учебном году этот процесс завершится успешно.В целом могу сказать, что сегодня учебно-воспитательный процесс в нашей семинарии осуществляется на достаточно высоком уровне, хотя остается еще целый ряд проблем. Прежде всего, это проблема с посещаемостью занятий, поскольку воспитанники несут целый ряд хозяйственных и богослужебных послушаний. Переезд и обустройство потребовали значительных усилий в первой половине учебного года. Со временем эти проблемы будут постепенно решаться.Таковы вкратце особенности завершающегося учебного года. И далее, уже по традиции, я как ректор и Правящий Архиерей епархии хочу обратиться к нашим выпускникам, которые уже через несколько минут получат дипломы об окончании духовной школы. Многие из них уже начали свое служение в священном сане.Мне приходилось говорить неоднократно, что в нашей епархии до сих пор существует кадровый голод, и очень трудно предсказать, когда он будет утолен. Ежегодно открываются новые храмы, а с разделением нашей области на несколько епархий и созданием митрополии этот процесс еще ускорился. С одной стороны, это очень хорошо. С другой ― пока наша семинария не успевает утолять эту потребность в духовенстве. Конечно же, массовая и быстрая подготовка священников просто невозможна. Это особое служение, требующее от человека очень многого, и мы с вами знаем, что далеко не все из тех, кто поступил и даже окончил семинарию, оказались к нему способными.Ежегодно ряд наших выпускников отправляется учиться в Духовные Академии. В этом году направления получили четыре человека. И опять ― с одной стороны, это хорошо, этому нельзя не радоваться. Это свидетельство о хорошем, добротном уровне обучения в нашей семинарии. Администрация и Московской, и Санкт-Петербургской духовных Академий отмечает подготовку наших студентов, они поступают практически всегда, несмотря на значительный конкурс. Но с другой стороны, скажу, мне очень хотелось бы, чтобы по окончании учебы все они возвращались. Потому что иногда бывает и так: люди видят, что уровень жизни в столицах иной, чем в Саратове, и у них появляется желание остаться там подольше, а то и навсегда. Приходится прикладывать усилия для того, чтобы они вернулись. До сих пор мне это удавалось, но хотелось бы, чтобы необходимости в этом не возникало. Поэтому особо обращаюсь к тем нашим выпускникам, которые будут поступать в Духовные Академии: призываю вас провести время обучения с максимальной пользой, получить знания, а затем поспешить вернуться, потому что здесь, на Саратовской земле, Церкви очень нужны образованные, просвещенные и самоотверженные пастыри.Как всегда, в своем слове к выпускникам ― молодым священникам и тем, кто ожидает хиротонии ― я говорю о проблемах, которые могут возникнуть в начале их самостоятельного служения. В годы учебы я постоянно напоминаю нашим воспитанникам о том, что служение священника ― совершенно особое, и что оно требует всего человека без остатка. Готовясь к священнослужению, нужно понимать, что это не просто работа, на которой человек исполняет какие-то функциональные обязанности, а потом уходит домой и забывает о них до следующего рабочего дня. Нет, пастырство ― это особый образ жизни, к которому нужно приучиться не только самому священнику, но и его семье.Прежде всего, молодой священник должен готовить себя к тому, что его ждет очень трудная миссия по просвещению нашего народа. Хотя, как мы знаем, большая часть наших сограждан крещена в Православной Церкви, тем не менее, от христианства многие еще очень далеки ― даже те, кто ходит в церковь, не говоря уже о тех, кто в храм не заглядывает. Множество суеверий, самых разных магических и околомагических практик, оккультных представлений перемешаны с обрывками евангельских истин и церковных традиций, и вся эта смесь мирно сосуществует сегодня в голове нашего среднестатистического согражданина и прихожанина. Порой даже люди, ходящие в церковь, не могут «дать отчет в своем уповании» (ср.: 1 Пет. 3, 15), несмотря на то, что в последние десятилетия мы прилагаем массу усилий для просвещения нашего народа. Но так устроен человек, что зачастую он гораздо легче воспринимает какие-то сведения «слева», «бабьи басни» (ср.: 1 Тим. 4, 7), по слову апостола, предпочитая их здравому учению. Особенно сложно добиться того, чтобы христианское учение воплотилось в жизнь человека, переустраивая ее на евангельский лад. И священник — это тот, кто должен не только призывать каждого, кто приходит в Церковь, к этому переустройству, но, прежде всего, подавать пример своей собственной жизнью и жизнью своей семьи. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, насколько это непросто, но каждый из вас должен знать, что стремиться к этому совершенно необходимо.Сегодня большинство священников в нашей епархии – молодые люди, наши выпускники. Мы видим, что многие из них за несколько лет служения стали очень хорошими пастырями, вокруг которых собираются, которым доверяют люди. И все же молодость священников является одной из проблем нашей Церкви. Православная Церковь в России давно перестала быть «Церковью пожилых», какой ее можно было назвать в 60–е, 70-е, 80-е годы XX века. Может быть, мы не стали пока «Церковью молодежи», но основная часть наших прихожан — люди среднего возраста. Поэтому выпускник семинарии, который в свои 22–24 года стал священником, конечно же, для них является еще очень молодым человеком, которого трудно воспринимать как отца и пастыря. И это вполне объяснимо. Для того, чтобы люди могли ему поверить, они должны видеть в нем, прежде всего, человека воспитанного, образованного, культурного, вежливого, открытого и добродушного, но главное ― человека верующего, который всерьез относится к своим убеждениям и к своим обязанностям. Если так будет, и если люди это увидят (а они очень быстро замечают и хорошее, и плохое), тогда этот священник через какое-то время завоюет настоящий, подлинный авторитет у всех прихожан, независимо от их и своего возраста.Если же они увидят в нем мальчишку, который надувает щеки, пытается изобразить из себя то, чем он не является, или ведет себя неадекватно своему сану ― так же, как обыкновенный молодой человек его возраста, то к нему будут относиться очень прохладно. И уж, конечно, никакого примера такой священник подать не сможет. Приходить к нему в храм будут лишь те люди, которые уже состоялись как православные христиане, для которых жизнь с Богом, участие в церковных таинствах являются высшей ценностью, и которые готовы ради этого уважить сан и потерпеть человеческие недостатки священника. Но привести в Церковь новых людей такой священник не сможет.Это нужно иметь в виду, очень хорошо понимать и стремиться к тому, чтобы заслужить авторитет у верующих. А этого можно добиться, повторю, только серьезным отношением к своей вере и добросовестным исполнением своих обязанностей.Путь к истинному пастырству ― это дорога длиною в жизнь. Когда меня спрашивают, какой главный совет я могу дать человеку, желающему стать священником или начинающему служение, я отвечаю: нужно всегда и везде оставаться пастырем и стараться расти духовно. Но главное — необходимо полюбить службу. Священник, который не любит богослужение, священником быть не может, он, говоря светским языком, профнепригоден. Мы должны сознавать: цель служения священника – спасение людей, проповедь слова Божия в мире. Она настолько сложна, что превышает человеческие силы, а совершается содействием Святого Духа Божия. И только в богослужении, в молитве, в общении с Богом, в служении Святой Евхаристии священнику подается помощь Божия, укрепление душевных и телесных сил, способность это служение понести и исполнить.Продолжается период церковного празднования Пятидесятницы – дня рождения святой Церкви. Сошествие Святого Духа на апостолов соделало из обычных рыбаков, не самых выдающихся людей своего времени, пламенных апостолов, которые просветили светом Евангелия всю Вселенную. Церковь и поныне живет и исполняет свое служение силой Святого Духа. Но чтобы Он пребывал в нас, мы должны прилагать свои старания и усилия. Об этом говорил в своей проповеди в День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл: «… Для того, чтобы слово Божие действовало, человеческих сил недостаточно — нужна сила Святого Духа. И мы знаем, что это действие Божественной энергии, действие Святого Духа происходит в Церкви, в общине верующих людей. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять».Это поистине величайшее чудо — человек, который участвует в богослужении, находится в подлинной реальности иного мира, в общении со Христом и святыми. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, чье служение было образцом пастырства, так говорил о достоинстве священнической молитвы: «Что это за высокое лицо — священник? Постоянно у него речь с Господом ― и постоянно отвечает на его речь Господь. Что ни треба, что ни молитва — то речь с Господом; что ни треба, что ни молитва — то ответ на нее Господа». Отмечу, что именно такое отношение к службе, к молитве никогда не даст священнику привыкнуть к служению, остыть, стать просто требоисполнителем. И, конечно, только тот священник, который имеет опыт молитвы, понимает и любит службу, сможет открыть богослужение для своих прихожан. Это крайне важно, потому что, если люди не поймут и не полюбят богослужение, то и в Церковь ходить они не будут, храмы опустеют.И вот о чем еще мне хотелось бы сказать. Мы живем в то время, когда отношение к Церкви заметно меняется. Еще семь-десять лет назад мы радовались «режиму наибольшего благоприятствования» со стороны власти, пользовались полным доверием людей. К священнику все относились не просто хорошо, а подчеркнуто хорошо. Сегодня многое изменилось. Мы видим, что достаточно влиятельные общественные силы воспринимают Церковь как своего врага. Открытая информационная кампания против Церкви ведется в средствах массовой информации, в том числе и у нас в Саратове, организуется хорошо спланированное «народное возмущение» против строительства новых храмов. Все это — результат того, что антицерковные силы, которые достаточно долго пребывали в растерянности, сейчас, получив некое удостоверение в том, что можно действовать в открытую, теперь мобилизовались, сгруппировались и перешли в наступление, пока в основном словесное. К этой ситуации надо относиться трезво и спокойно, вырабатывать в себе некую медиаустойчивость.Но при этом нужно очень внимательно относиться к самому себе и к своим обязанностям, потому что, как сказано в Священном Писании, Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Дело в том, что как бы подлы, несправедливы и отвратительны ни были эти антицерковные кампании, в их основе зачастую лежат действительные случаи, когда мы, люди Церкви, неважно, священнослужители, или миряне, повели себя не так, как подобает христианину. Соблазном может послужить всё, и прежде всего неисполнение священнослужителем своих обязанностей, грубость, корыстолюбие, его недолжная личная жизнь.К сожалению, мне неоднократно приходилось говорить о том, что далеко не всегда семья молодого священника является примером для окружающих. Надо помнить, что Православная Церковь, в отличие от католической, позволила духовенству иметь семью для того, чтобы эта семья была «малой Церковью» и высоким примером для верных. Иными словами, чтобы каждая молодая пара в приходе стремилась построить свою семейную жизнь по образцу семейной жизни своего священника. Давайте задумаемся над этим и попробуем вспомнить: много ли у нас таких семейных пар среди нашего духовенства? К сожалению, немного.И совсем страшно, когда священник начинает нарушать заповеди. Бывают случаи, когда семьи разрушаются именно по этой причине. Вы знаете, наверное, о том, что мне порой приходится запрещать священнослужителей за нетрезвую или нецеломудренную жизнь. Это не просто соблазн для людей, это антипроповедь. И один такой священник, пьющий или нарушающий седьмую заповедь, отвратит от Церкви столько людей, сколько не сможет привести в нее десять самых красноречивых миссионеров самой святой жизни. По русской пословице: «Добрая слава лежит, а худая бежит». А сегодня худая слава моментально разносится буквально по всему миру благодаря интернету. Любой негативный случай становится «поводом для ищущих повода» (ср.: 2 Кор. 11, 12) в чем-то обвинить, опорочить, осквернить Церковь Христову. Об этом нужно помнить всегда, стараться во всем показывать только добрые примеры. Священник не может быть одним в храме, другим дома, третьим на улице. Он должен всегда быть священником, во всех обстоятельствах своей жизни.У всех нас, как правило, очень много претензий к окружающему миру и людям. Но надо понимать, что причина всех недостатков ― наша всеобщая расслабленность, забвение Бога, пренебрежение элементарными человеческими правилами поведения. И надо начинать исправление с самого себя, самому вести ту внимательную духовную жизнь, о которой много говорили на уроках в семинарии, и которой мы призваны учить людей. К сожалению, в Церкви встречаются нерадивые пастыри. Не умножайте их число собою. Наоборот, старайтесь, как пчела в известной притче, собирать все самое хорошее, доброе из окружающего вас мира. У нас, слава Богу, есть с кого брать примеры служения, ответственности в отношении к своему делу, к своим обязанностям.Поэтому главный совет, который я хочу дать всем нашим выпускникам и выпускницам, ― не угашать духа, постоянно понуждать себя на доброе, учиться всю жизнь.Так получилось, мы много говорили сегодня о трудностях церковного служения. Но я уверен, что искренний добросовестный священник – это по-настоящему счастливый человек. Это человек, который живет Евангелием, благой вестью и открывает ее другим. Человек, которому не страшны самые тяжелые вещи в этой жизни ― скорби, болезни, осознание неизбежности смерти, потому что все мы имеем надежду на вечную жизнь с Богом. Это человек, сердце которого расширено (ср.: 2 Кор. 6, 11), по слову апостола, то есть который горячо любит сам и которого в ответ любят люди. Да и сам он ощущает всем своим сердцем любовь Божию к себе. Это самое большое счастье и самое большое утешение, которое может иметь человек на земле, в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах. И я от всей души желаю этого счастья каждому из вас.В день выпуска мне хотелось бы поблагодарить преподавательскую корпорацию нашей духовной школы. Большинство выпускников семинарии этого года показали хорошие результаты и успешно защитили дипломы. Отмечу как всегда добросовестные труды игумена Варфоломея (Денисова), которыйявляетсяпервым проректором, проректором по учебной работе, заведующим церковно-практической кафедрой. На плечи отца Варфоломея легла основная доля забот не только по организации учебного процесса, обустройству на новом месте, но и подготовка к аккредитации, о чем я говорил в начале. Я от души желаю ему помощи Божией.Благодарю наших ведущих преподавателей: заведующего кафедрой церковной истории священника Кирилла Краснощекова, заведующего библейской кафедрой Алексея Сергеевича Кашкина, священника Александра Сирина, а также проректора по воспитательной работе иеромонаха Германа (Лытуса) и инспекцию духовной школы. Отмечу труды коменданта семинарии священника Антония Хорькова.Приношу сердечную благодарность регенту семинарского хора Александру Германовичу Занорину, сумевшему за недолгое время поднять исполнительское мастерство хора на новый высокий уровень.От души благодарю также священника Сергия Кляева, администрацию и преподавателей Межъепархиального женского духовного училища. Выпускницам училища желаю найти себя в предстоящем церковном служении, в котором как никогда раньше нуждается наша Церковь.Еще раз поздравляю выпускников и выпускниц наших духовных школ с окончанием обучения!Молитвенно желаю, чтобы Господь хранил всех вас в мире и здравии, и дал нам время, силы, возможности послужить Его святой Церкви.Саратов, 2014+ Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин