В семинарии прошел Межрегиональный научно-образовательный форум «Потенциал традиционной культуры народов России в духовно-нравственном развитии личности» 23 мая в актовом зале Саратовской духовной семинарии в рамках Дней славянской письменности и культуры прошел Межрегиональный научно-образовательный форум «Потенциал традиционной культуры народов России в духовно-нравственном развитии личности». Участниками форума стали министр внутренней политики и общественной политики Саратовской области Наталья Валерьевна Трошина, ректор Саратовской духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин, председатель Общественной палаты Саратовской области Борис Леонидович Шинчук, заместитель министра образования Саратовской области — начальник управления общего и дополнительного образования Никита Николаевич Вдовин, ректор Саратовской государственной юридической академии Екатерина Владимировна Ильгова, проректор по административной деятельности Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Андрей Всеволодович Стальмахов, руководитель регионального отделения движения «Народный фронт» Сергей Олегович Шаров, руководитель отдела религозного образования и катехизации Саратовской епархии, декан философского факультета СГУ Михаил Олегович Орлов, клирики и прихожане храмов епархии, учителя школ, представители научного сообщества, общественных организаций, преподаватели и учащиеся саратовских вузов. Открыла заседание министр внутренней политики и общественной политики Саратовской области Наталья Валерьевна Трошина. Она зачитала приветственный адрес губернатора Саратовской области Романа Викторовича Бусаргина. Продолжил заседание ректор Саратовской духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин. Он зачитал приветственный адрес митрополита Саратовского и Вольского Игнатия, адресованный участникам и гостям форума: «Всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры — все, кого собрали и призвали к трудам святые равноапостольные солунские братья! Сердечно приветствую вас и поздравляю с истинным торжеством — торжеством православного духа, праздником христианской мысли, культуры и просвещения! Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — просветители славянских народов, и само это слово, уже неотрывное от их имен, заставляет нас вернуться к изначальному смыслу давно бытующего и привычного слова «просвещение». Просветить — значит принести свет, сделать людей просвещенными — светлыми и свет излучающими. И не только отдельных людей, но целые народы. Вы — свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14–16),— говорит Христос Своим ученикам. Подвиг солунских братьев, подвижнические труды всех известных и безвестных христианских миссионеров — воплощение слов Христа, исполнение пророчества Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9, 2). Все вы, собравшиеся сегодня на этом форуме,— продолжатели дела христианского просвещения. Эта задача не теряет своей актуальности, хотя жизнь изменяется, новые времена открывают нам иные горизонты, требуют и новых форм, и новых тем. Полагаю, каждый из вас слышит запросы наступившего дня, реагирует на требования времени, помня при этом главное: истина Христова остается неизменной во все времена, и служить мы с вами должны именно ей, а не чему-то другому. Бесплоден тот труд, который предпринимается не во имя Христово. Безблагодатна и пагубна та культура, которая не знает Его и не помнит Его заповедей. И то просвещение, в котором нет Его света, не просвещение, но лишь передача тех или иных знаний. Желаю каждому из нас быть и ежечасно чувствовать себя живою ветвью Божественной Лозы. И тогда действительно свет великий увидят все, к кому мы обращаем свое слово. И радость от творческого труда, и радость о ближних ваших, и главная наша неисчерпаемая радость — о Христе — не оставит вас ни во времени, ни в вечности». От себя отец Сергий добавил, что посеянное святыми солунскими братьями взошло не сразу и развилось спустя столетия, и несмотря на века, которые нас с ними разделяют, их подвиг остается актуальным. Продолжил выступление председатель Общественной палаты Саратовской области Борис Леонидович Шинчук. Он отметил, что святые равноапостольные братья сделали очень много для распространения православия, и сегодня, когда русская культура подвергается нападкам неонацистов, особенно важно помнить об их наследии. Затем выступила ректор Саратовской государственной юридической академии Екатерина Владимировна Ильгова. «Дни славянской письменности и культуры не просто просветительское событие, но некий мост, объединяющий и поколения, и регионы России», — подчеркнула Екатерина Владимировна. Продолжил заседание проректор по административной деятельности Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Андрей Всеволодович Стальмахов, который передал собравшимся приветствие и добрые пожелания от ректора СГУ Алексея Николаевича Чумаченко и отметил, что празднование Дней славянской письменности и культуры объединяет церковные и светские традиции. Он подчеркнул, что именно традиционная культура выступает фундаментом устойчивого мировоззрения и что такие встречи способствуют сохранению и укреплению социокультурных основ российского общества. Андрей Всеволодович также отметил многогранное и плодотворное сотрудничество, сложившееся на протяжении десятилетий между СГУ и епархией. Руководитель регионального отделения движения «Народный фронт» Сергей Олегович Шаров отметил, что именно потеря традиционной культуры ведет к деградации общества, распространению неоязыческих идей, которые, в свою очередь, ведут к зарождению и распространению фашизма. С приветственным словом выступил заместитель министра образования Саратовской области — начальник управления общего и дополнительного образования Никита Николаевич Вдовин. Он отметил, что культурно-историческое наследие нашей страны уникально и многообразно, а также подчеркнул, что без культуры не будет и нации — и потому крайне важно работать с молодым поколением, нести просветительскую миссию в образовательных учреждениях, чтобы не прервалась традиция, и бесценный культурный опыт русского народа был передан следующим поколениям. После состоялось награждение победителей XIX епархиальной олимпиады среди воспитанников воскресных школ; в этом году она была посвящена теме «Нагорная проповедь». В группе детей от 11 до 12 лет I место занял воспитанник воскресной школы при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Саратова Пантелей Шарапов, II место разделили воспитанники воскресной школы при Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Саратова Елизавета Семенова и Александра Петрович, III место заняли Варвара Лилина, воспитанница воскресной школы при соборе Живоначальной Троицы г. Вольска, и Анастасия Бочарова, воспитанница воскресной школы при храме во имя священномученика Космы Саратовского г. Саратова. В группе детей в возрасте от 13 до 16 лет I место занял воспитанник воскресной школы при храме во имя священномученика Космы Саратовского г. Саратова Егор Котов, II место разделили Мария Штокгамер, воспитанница воскресной школы при Свято-Алексиевском женском монастыре г. Саратова, и Максим Проценко, воспитанник воскресной школы при храме преподобного Серафима Саровского г. Саратова, III место заняли три ученика: Вероника Кочеткова из воскресной школы при Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова, Ксения Бочарова из воскресной школы во имя священномученика Космы Саратовского г. Саратова и Иван Штокгамер из воскресной школы Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова. Наталья Валерьевна Трошина и протоиерей Сергий Штурбабин вручили победителям дипломы и памятные подарки. Далее состоялись выступления докладчиков. Протоиерей Алексий Марченко, доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор, начальник отдела докторантуры, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. Кирилла и Мефодия (г. Москва) в дистаницонном формате представил на форуме свой доклад «Патриотическое служение духовенства Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны». «Патриотическая деятельность» Русской Православной Церкви – понятие, устоявшееся в современной исторической науке. Его употребление становится нормой в документах государственных структур, отвечавших за религиозную политику Советского государства в период Великой Отечественной войны. В нем отражена компромиссная позиция власти по отношению к религиозным организациям, духовенству и верующим, следствием которой стало временное разрешение запрещенного советским законодательством о культах направления религиозной деятельности. Прежде всего под «патриотической деятельностью», «патриотической работой» Церкви подразумевалась ее целевая благотворительная помощь государству. Масштабы и формы этой помощи до сих пор до конца не осмыслены в отечественной исторической науке. Новый взгляд на «патриотическую работу» Русской Православной Церкви отец Алексий представил в своем докладе. Виталий Георгиевич Косыхин, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и методологии науки Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского познакомил участников форума со своим докладом «Конструирование традиции: неопатристический синтез протоиерея Георгия Флоровского». Доклад был посвящен рассмотрению понятия традиции в философском и теологическом мышлении на примере концепции неопатристического синтеза протоиерея Георгия Флоровского. Связь с традицией означает ее постоянное конструирование и творческое реконструирование, предполагающее верность именно вдохновляющему духу традиции, что выражено в словах отца Георгия: «Вполне следовать отцам можно только в творчестве, не в подражании». Кандидат филологических наук, доцент кафедры философии культуры и культурологии Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Ольга Викторовна Шиндина для представления на форуме подготовила доклад «Значение народных промыслов для современной культуры: традиции и инновации». В выступлении Ольги Викторовны были проанализированы отличительные особенности понятий «наследие» и «традиция»; «коллективный» и «авторский» стили; такие сущностные черты народной культуры, как коллективность, соборность, мифологичность, антропоморфность, эпичность, связь с трудом и природой. Значение сохранения народных промыслов для современной культуры было рассмотрено не только в ракурсе сохранения народом этнокультурной идентичности, но и в контексте идеи «воцерковления» предметов народной культуры после принятия Русью христианства (данная идея высказана крупнейшими отечественными искусствоведами, историками эстетики и культуры). Доклад старшего преподавателя кафедры богословия Саратовской духовной семинарии священника Игоря Москвичева был посвящен теме «А.П. Чехов в Таганроге: воспитание и взросление». Автор рассмотрел период детства и отрочества А.П. Чехова с точки зрения проблемы религиозности. Для каждого человека это важнейшие время, когда происходит формирование взглядов на жизнь и становление личности. Религиозность Чехова была воспитана в семье, клиросном послушании, в церквях и монастырях, где он выступал в качестве чтеца и певчего. Чехов обрел способность видеть и разделять добродетели и пороки и, будучи писателем, предоставил читателю самостоятельно, свободно делать выводы из художественных ситуаций в своих произведениях, которые наполнены проявлениями подлинной веры, представлениями о правде, совести и нравственности. Куратор Саратовского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, вице-президент Фонда святых Царственных страстотерпцев Валерия Руслановна Яковлева (г. Москва) представила свое выступление в формате видеозаписи. Она посвятила свое исследование святителю Григорию Паламе и проблемам вероучительной преемственности в поздневизантийский период. В докладе был рассмотрен патристический контекст, в котором формировались византийские представления об истории церковного вероучения, а также трактовка этой проблемы в эпоху паламитских споров, когда специфика византийского теологического этоса определилась окончательно. Был также представлен краткий обзор точек зрения на данный вопрос в учении самого святителя Григория Паламы и некоторых позднейших деятелей «паламитского» движения. Был сделан вывод о существовании в византийском богословии теоретических представлений о своеобразном «догматическом развитии»: появление новых вероучительных формул осмыслялось как «раскрытие» (ἀνάπτυξις) изначально данного залога Откровения и учения святых отцов, осуществляемое «логическим» путем. Особую роль должен был играть личный духовный опыт богослова, который позволял ему опознать имплицитно содержащиеся в уже известном учении скрытые теологические выводы. По окончании выступлений протоиерей Сергий Штурбабин поблагодарил докладчиков и слушателей. Заседание завершилось общей молитвой.