in English
Текущий выпуск журнала
«Труды Саратовской православной духовной семинарии»
Раздел I. Теология
Н.В. Самойлов, протоиерей Д.Н. Полохов, А.С. Оскома
Концепт terrenus в трактатах блаженного Августина Аврелия «Об истинной религии» и «О Книге Бытия буквально»
Ссылка на статью:
Самойлов Н.В., Полохов Д.Н., прот., Оскома А.С. Концепт terrenus в трактатах блаженного Августина Аврелия «Об истинной религии» и «О Книге Бытия буквально» // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2 (25). С. 11–28. DOI: 10.56621/27825884_2024_25_11
Аннотация: В настоящей статье предлагается контекстуальное исследование концепта terrenus в трактатах блаженного Аврелия Августина «Об истинной религии» и «О Книге Бытия буквально». Основываясь на анализе использования прилагательного terrenus в вышеуказанных трактатах, автор приходит к выводу, что, хотя все базовые положения концепта уже были изложены в трактате «Об истинной религии», в трактате «О Книге Бытия буквально» они, появляясь в новом контексте, уточняют некоторые положения, имплицитно содержащиеся в трудах данного автора уже на ранней стадии развития этого концепта. Так, в социально-политической теории блаженного Августина выделяется ряд ключевых концептов и терминов, одним из важнейших является существительное civitas, имеющее несколько смысловых значений — «община», «сообщество» или «город», и именно с ним связаны соответствующие определения: Dei — «Божий», caelestis — «небесный» или же diaboli — «диавольский», а также вызывающее непосредственный интерес terrena — «земной».
Ключевые слова: блаженный Августин Иппонский, «Об истинной религии», «О Книге Бытия буквально», terrenus, земное и небесное, историческое, социальное и политическое учение блаженного Августина.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Алиева О. В. Наиболее частотные существительные из «Исповеди» в виде интерактивного облака. Из лекции «Цифровые методы для работы с античными и средневековыми текстами» // GitHub. [Электронный ресурс]. URL:
https://locusclassicus.github. io/confessiones/(дата обращения: 30.05.2024). Загл. с экрана.
2. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. 1369 с.
3. Блаженный Августин. О Книге Бытия буквально // Творения: в 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. СПб.: Алетейя, 2000. 751 с.
4. Блаженный Августин. Творения; в 4 т. Т. 1: Об истинной религии. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. 742 с.
5. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. 264 с.
6. Епифанова Т. В. Человек, общество и государство в политическом учении Августина Блаженного. М.: Международный юридический ин-т, 2012. 179 с.
7. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. 264 с.
8. Попов И. В., муч. Труды по патрологии: в 2 т. Т. 2: Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра; Московская Духовная Академия, 2005. 776 с.
9. Степанцов С. В., Фокин А. Р. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Т. 1: А–Ал. / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2000. C. 93–109.
10. Трубецкой Е. Н. Философия христианской теократии в V веке: Учение блаженного Августина о граде Божием. М.: Либроком, 2021. 152 с.
11. Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. М.: ПрогрессТрадиция, 2003. 384 с.
12. A Glossary of Later Latin to 600 AD / Comp. by A. Souter. OXford: At the Clarendon Press, 1957. 454 p.
13. Aurelii Augustini opera. Pars. IV, 1. Cura et studio Iosephi Martin // Corpus Christianorum, Series Latina, vol. XXXII. Turnholti: Typographi Brepols Editores Pontifici, 1957. 275 p.
14. Markus R. A. History and Society in the Theology of St. Augustine. Cambridge: University Press, 1989. 254 р.
15. Sancti Aureli Augustini opera. EX rec. Iosephi Zycha // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. XXVIII, sect. III, pars 2. Pragae: Tempsky; Vindobonae: Tempsky; Lipsiae: Freytag, 1894. 629 p.
16. Stump E., Kretzmann N. The Cambridge Companion to Augustine. Cambridge: University Press, 2001. 307 р.
Данные об авторах:
Самойлов Николай Владимирович;
Должность: библиотекарь;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
leviafan101218@yandex.ru
Протоиерей Дмитрий Николаевич Полохов;
Степень кандидат богословия, доцент;
Должность: заведующий кафедрой богословия, проректор по научно-богословской работе;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
polokhov@mail.ru;
ORCID: 0000-0001-6605-3461
Оскома Антон Сергеевич;
Должность: заведующий сектором заочного обучения, старший преподаватель кафедры Церковной истории;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
my_personal_mail_box@mail.ru
Читать статью (pdf)
Протоиерей М.В. Пастухов
«Слово о законе и благодати»: анализ христологии литературного памятника
Ссылка на статью:
Пастухов М.В., прот. «Слово о законе и благодати»: анализ христологии литературного памятника // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2 (25). С. 29–44. DOI: 10.56621/27825884_2024_25_29
Аннотация: Данная статья представляет собой богословский анализ произведения «Слово о законе и благодати» через призму христологии Православной Церкви. Древнерусский памятник создан в контексте деятельности святителя Илариона Киевского по катехизации верующих и передаче основ христианского вероучения через поэтические и риторические формы. Автор произведения придает важное значение христологии как центральному элементу понимания исторического процесса. Святитель Иларион также вступает в полемику с гетеродоксальными учениями. Он подчеркивает богочеловеческую природу Спасителя и роль икономии в процессе человеческой истории, что является ключевыми темами его богословских размышлений и аргументаций. Кроме того, автор выстраивает последовательную аргументацию вокруг новозаветных сюжетов, устанавливая связь с пророчествами Ветхого Завета и историческим событием Крещения Руси. С одной стороны, святителю удалось создать оригинальную концепцию богоизбранности русского народа с апелляцией к тексту Священного Писания, с другой — передать основы православной христологии верующим Русской Церкви.
Ключевые слова: христология, сотериология, благодать, Богочеловек, история спасения, Византия, Иерусалим, Русь, Древняя Церковь, иудеи, гностики, докетизм, несторианство, арианство, ересь.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие и Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТБИ, 2002. 784 с.
2. Акентьев К. К. «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского. Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591 // Byzantinorossica. 2005. T. 3. С. 116–151.
3. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. 1369 с.
4. Возняк М. С. История украинской литературы: в 3 т. Т. 1. Львов: Просвiта, 1920. 344 с.
5. Иларион Киевский, свт. Слово о законе и благодати / сост., вступ. ст., пер. В. Я. Дерягина; реконстр. древнерус. текста Л. П. Жуковской; коммент. В. Я. Дерягина, А. К. Светозарского; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2011. 176 с.
6. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея: в 2 кн. Кн. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2010. 891 с.
7. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове: в 5 кн. Кн. 2: Добро и Зло. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2001. 304 с.
8. Лихачёв Д. С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. 2-е изд., доп. М.: Современник, 1979. 368 с.
9. Макарий (Веретенников), архим. Киевский митрополит Иларион (1051–1054) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2 (8). 2014. С. 102–119.
10. Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования / пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 432 с.
11. Повесть временных лет: по Лаврентьевской летописи 1377 г.: в 2 ч. Ч. 1 / пер. Д. С. Лихачёваи Б. А. Романова; подред. В. П. АдриановойПеретц. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 405 с.
12. Пономарёв А. В., Ткаченко А. А. Гностицизм // Православная энциклопедия / под общ. ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 11. М.: Православная энциклопедия, 2006. С. 627–638.
13. Рогатенюк И. Ю. Маркион Синопский и вопрос соотношения Ветхого и Нового Заветов // Христианское чтение. 2019. № 3. С. 122–131.
14. Сокурова О. Б. Темы и идеи «Слова о законе и благодати» в истории отечественной культуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2011. № 2. С. 38–46.
15. Турилов А. А. Иларион // Православная энциклопедия / под общ. ред Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 22. М.: Православная энциклопедия, 2009. C. 122–126.
16. Ужанков А. Н. «Слово о законе и благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М.: Академика, 2013. 350 с.
17. Ходзинский П. В., прот. Русская патрология, XI — начало XX века: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 80 с.
18. Холл С. Дж. Учение и жизнь ранней Церкви. Новосибирск: Посох, 2000. 320 с.
Данные об авторе:
Протоиерей Максим Викторович Пастухов;
Должность: старший преподаватель кафедры богословия;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
tut_maksim@mail.ru
Читать статью (pdf)
Священник С.А. Шаталов
Религиозное воспитание молодежи: социальные аспекты
Ссылка на статью:
Шаталов С.А., свящ. Религиозное воспитание молодежи: социальные аспекты // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2(25). С. 45–62. DOI: 10.56621/27825884_2024_25_45
Аннотация: Обращение к теме религиозного воспитания молодежи сегодня очень актуально, так как Церковь является одним из социальных институтов, играющих значительную роль в духовнонравственном воспитании подрастающего поколения в России. Специфической чертой сложившейся в молодежной среде ситуации является наличие большого количества крещеных, но не воцерковленных молодых людей, поэтому вопрос о работе с молодежью в сфере религиозного воспитания стоит как никогда остро. В статье раскрыто понятие религиозного воспитания, понимаемого как единство содержания, форм и методов транслирования культурного религиозного опыта обращения человека к Богу и общения с Творцом, определены цель православного религиозного воспитания и его структура. Отмечается, что осуществление религиозного воспитания должно проводиться в двух плоскостях, так как в его основе лежат два вида законов: одни законы люди получили от Бога, другие определяются в соответствии с социальным устройством человеческого общества. Соответственно, одна из этих плоскостей носит духовно-мистический характер, вторая наделена рациональной сущностью. Автор уточняет взаимосвязь религиозного воспитания с процессом социализации человека, раскрывает воззрения современной молодежи на религиозное воспитание, определяет особенности духовных ценностей, преобладающих в молодежной среде и оказывающих негативное влияние на становление личности. Раскрываются также приоритетные формы и направления работы с молодежью в Русской Православной Церкви, делается акцент на значительной роли в религиозном воспитании молодежи православных молодежных организаций и объединений, созданных как по инициативе священноначалия, так и по желанию самой молодежи, уточняются особенности работы по воспитанию в духе христианских ценностей в учреждениях среднего профессионального образования. Также обозначены проблемы, возникающие в ходе религиозного воспитания молодежи.
Ключевые слова: молодежь, религиозное воспитание, православная педагогика, формирование личности, религиозная жизнь, христианские ценности.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Белановский Ю. О миссии среди молодежи // Сайт миссионерского отдела Московской митрополии [Электронный ресурс]. URL: https://missia.me/2013–01–27–01–11–53/(дата обращения: 13.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
2. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка / сост. А. Рогозянский. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках; Северная Обитель, 2001. 301 с. (Серия «Педагогическая классика»).
3. Елишев С.О. Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Пространство и время. 2013. № 1 (11). С. 117–124.
4. Захаров С., Митрофанова Е. Российская молодежь в брачносемейном интерьере // Демоскоп Weekly. 2014. № 619–620. С. 1–23.
5. Круглый стол «Опыт духовно-нравственного просвещения и православного образования в государственных учреждениях среднего профессионального образования» // Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия Московского [Электронный ресурс]. URL: https://pravinst.ru/about_ the_university/news/4825/ (дата обращения: 18.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания / публ. и коммент. А. А. Тахо-Годи // Вестник русского христианского движения. 1993. № 167. С. 63–87.
7. Матвиенко В.А. Основные направления молодежной политики Русской Православной Церкви в современной России // Макарьевские чтения: материалы седьмой международной конференции (21–23 ноября 2008 г.). Горно-Алтайск: ГАГУ, 2008. С. 325–333.
8. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви. М.: Центр православных молодежных программ во имя святого Георгия Победоносца, 2014. 68 с.
9. Павлюткин И. В. Динамика религиозности молодых людей в России // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 153–183.
[Электронный ресурс]. URL: https://rrsociology.ru/journal/article/2170/ (дата обращения: 15.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
10. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М.: Даниловский благовестник, 2009. 208 с.
11. Патриаршее приветствие организаторам и участникам Съезда православной молодежи Центрального федерального округа 20 октября 2009 г. // Патриархия.ru. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/918888.html (дата обращения: 18.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Смирнов В.А. Институционализация региональной молодежной политики в условиях трансформации российского общества. Автореф. дис. … докт. соц. наук: 22.00.04. СПб., 2011. 47 с.
13. Страницы истории России в летописи одного рода: (Автобиографические записки четырех поколений русских священников), 1814–1937 / сост., подгот. комментарии Л. П. СоколоваКовальчук. М.: Отчий дом, 2004. 774 с.
14. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ
15. «О молодежной политике в Российской Федерации» // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения: 25.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
16. Филатов Д. Л. Молодежное служение РПЦ в XXI веке: идеологические и практические принципы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 13 (3). С. 101–105. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-101-105
Данные об авторе:
Священник Сергей Александрович Шаталов;
Место учебы: Минская духовная академия имени святителя Кирилла, епископа Туровского;
Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Зыбицкая, 27;
Читать статью (pdf)
Раздел II. История
П.К. Соловьев
Из раскола в единоверие: мотивация религиозного выбора старообрядцев во второй половине XIX — начале XX века
Ссылка на статью:
Соловьев П.К. Из раскола в единоверие: мотивация религиозного выбора старообрядцев во второй половине XIX — начале XX века // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2 (25). С. 63–78. DOI: 10.56621/27825884_2024_25_63
Аннотация: В исследовании рассматриваются основные аспекты старообрядческой полемики с единоверием во второй половине XIX — начале XX века. Главным содержанием работы является анализ религиозной мотивации тех старообрядцев-раскольников, которые приняли решение присоединиться к Русской Православной Церкви на условиях правил московского митрополита Платона (Левшина). В число важнейших причин, определявших конфессиональный выбор единоверцев, входили возможность канонического единства и литургического общения с Церковью при сохранении своего традиционного религиозного уклада, ущербность их священнической иерархии или ее полное отсутствие, а также деформация дониконовской обрядности и отсутствие сакраментального содержания богослужения в старообрядческих согласиях. В качестве источников в статье были использованы архивные документы, материалы миссионерской литературы Русской Православной Церкви и церковных периодических изданий.
Ключевые слова: единоверие, правила митрополита Платона (Левшина), старообрядчество, раскол, история Русской Православной Церкви.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Александров Д., свящ. О клятвах Соборов 1656, 1666–1667 гг. и об единоверии. Самара, 1901. 141 с.
2. Александров Д., свящ. Отчетные сведения по противораскольнической миссии в Самарской епархии за 1898 год // Самарские епархиальные ведомости. 1899. № 9. [Часть неофициальная.] С. 415–423.
3. В мире раскола // Истина. 1886. Кн. 107. С. 48–49.
4. Записи священником церкви с. Балаково А. Давыдовым в духовные росписи церкви православных прихожан // Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 356. Оп. 1. Д. 99.
5. Заседателев И., свящ. Рассказ о моем пребывании в расколе и обращении из раскола. М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. 11 с.
6. Изъяснение о проклятии, положенном от Собора 1667 г. синодального члена, Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского. М.: Типография В. Готье, 1855. 7 с.
7. Кауркин Р., Павлова О. Единоверие в России: от зарождения идеи до начала ХХ века. СПб.: Алетейя, 2023. 198 с.
8. Кауров В. Моя жизнь в расколе и обращение к Православной Церкви // Енисейские епархиальные ведомости. 1904. № 20. [Часть официальная.] С. 557–567.
9. Крахмальников А. П. Сочинения староверов Белокриницкого согласия (1846–62 гг.). М.: Индрик, 2012. 293 с.
10. Материалы по делу об удержании слободы Криволуцкой Николаевского уезда от причинения обид священнику той слободы Таганцеву и прихожанам, о перемещении священника Таганцева в село Красный Яр // Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 32. Оп. 7. Д. 1531.
11. Матюшенский А., свящ. Обращение в лоно Православной Церкви старообрядческого австрийского толка священника деревни Озинки Николаевского уезда Никанора Иванова Арюткина // Самарские епархиальные ведомости. 1895. № 4. [Часть неофициальная.] С. 166–173.
12. Мое обращение из раскола в Православие: краткое жизнеописание обратившегося из раскола, ныне единоверческого священника, Саввы Спиглазова. Новочеркасск: Типография Н. И. Редичкина, 1886. 17 с.
13. [О присоединениях к единоверию] // Филиал Государственного архива Саратовской области в городе Пугачёве. Ф. 22. Оп. 1. Д. 208.
14. Письма о раздоре. Псков: Славянская типография, 1874. 60 с.
15. Посещение Преосвященным Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским, г. Николаевска, окрестных подгородных монастырей и деревни Озинок Хлебновской волости, с 5-го по 13-е мая 1895 г. // Самарские епархиальные ведомости. 1895. № 13–14. [Часть неофициальная.] С. 587–609.
16. Рапорт священника Самарской единоверческой церкви Кустова, о совращении раскольницами монахинями Темниковыми, единоверцев Самарской епархии, в раскол // Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 32. Оп. 1. Д. 782.
17. Рассказ бывшего старообрядца поповской секты Семена Ермилова Слезина о его жизни в расколе, бегстве за границу и обращении в православную церковь // Истина. 1883. Кн. 85. С. 1–96.
18. Свет во тьме раскола. Замечательные случаи обращения раскольников в православие: в 2 ч. Ч. 1: Из поповщинской секты / сост. П. Ф. Новгородцев. Владимир: Лито-Типография П. Ф. Новгородского, 1888. 300 с.
19. Соловьев П. К. История православных храмов г. Балаково (1762–1917). Саратов: ИП Кирсанова М. В., 2020. 300 с.
20. Соловьев П. К. «Раскольники криволуцкие больше всех употребляют насилия…»: о становлении единоверия в Николаевском уезде Самарской губернии (1850–1860-е годы) // Известия Саратовского университета: Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2022. № 22. С. 234–242.
21. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук / авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб.: БАН, 2012. 458 с.
22. Субботин Н. С. Двадцатипятилетие присоединения к Церкви раскольнических епископов и других членов Белокриницкой иерархии. М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. 109 с.
23. Холопов Д., свящ. Моя жизнь в расколе, обращение в православную церковь и деятельность на пользу православия // Миссионерское обозрение. 1904. № 14. С. 531–539.
24. Шалкинский П., свящ. Автобиография, жизнь в расколе и православии и деятельность епархиального миссионера, священника Павла Шалкинского. Саратов: Типография Губ. земства, 1892. 76 c.
Данные об авторе:
Соловьев Павел Константинович;
Место учебы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского;
Российская Федерация, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83;
Электронный адрес:
solovjev.pasha2014@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-2258-1331
Читать статью (pdf)
Священник Е.В. Вдовин
Ангажированная позиция советских и современных историков по вопросу об участии священства в черносотенном движении (на примере Обшаровских событий 27–29 октября 1905 года)
Ссылка на статью:
Вдовин Е.В., свящ. Ангажированная позиция советских и современных историков по вопросу об участии священства в черносотенном движении (на примере Обшаровских событий 27–29 октября 1905 года) // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2 (25). С. 79–94. DOI: 10.56621/27825884_2024_25_79
Аннотация: В настоящей статье речь пойдет о событиях, произошедших в селе Обшаровка Самарского уезда Самарской губернии в октябре 1905 года. Интересны они тем, что, во-первых, в свое время эти события вызвали широкий общественный резонанс. Во-вторых, они вошли в ряд трудов историков советского периода как яркий пример участия священства в черносотенном движении, под эгидой которого был совершен погром мирной революционной демонстрации. Данные события, несмотря на обширные архивные материалы, были освещены советскими историками, на наш взгляд, совершенно необъективно, при этом современные историки опираются на эти исследования как на достоверные историографические данные. В настоящей статье использованы хорошо сохранившиеся архивные материалы расследования этих событий губернской комиссией, которые самым подробным образом восстанавливают картину произошедшего; с их помощью автор осуществляет критический анализ позиции советских историков и предпринимает попытку сформировать объективное представление о данном событии.
Ключевые слова: село Обшаровка, Новые Костычи, Обшаровские события, 27–29 октября 1905 года, церковно-учительская школа, И.А. Дьяков, священник Благомыслов, урядник Дербенёв, врач А.Г. Кряжимский, учитель А. Словохотов, П. Лебедков, «Самарская газета», «Обшаровские ужасы», «Самарский курьер».
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Емелях Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М.–Л.: Наука, 1965. 199 с.
2. Кокарев М.С., прот. Система управления Самарской епархии в предсоборный период (1894–1917). М.: Спасское дело, 2016. 456 с.
3. Мендюков А.В. Русская Православная Церковь в Среднем Поволжье на рубеже XIX–XX веков. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. 176 с.
4. О крестьянине Иване Алексееве Дьякове, обвиняемом в преступлении, предусмотренном 130 статьей уголовного уложения // Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 468. Оп. 1. Д. 488.
5. Об антиправительственной деятельности врача обшаровского приемного покоя Кряжимского, учителя А. Словохотова и Ф.К. Белова // Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 3. Оп. 233. Д. 1990.
6. Обшаровские ужасы // Самарская газета. 1905. № 400.
7. Переписка о фельдшерских ученицах В. Горзялковской и В. Пушистовой, обвиняемых в преступлениях по статьям 129 и 130 уголовного уложения // Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 468. Оп. 1. Д. 325.
8. Якунин В.Н. История Самарской епархии. Тольятти: Издательско-полиграфический центр Поволжского государственного университета сервиса, 2011. 625 с.
Данные об авторе:
Священник Евгений Викторович Вдовин;
Место учебы: Минская духовная академия имени святителя Кирилла, епископа Туровского;
Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Зыбицкая, 27;
Электронный адрес: vdovin.72@internet.ru
Читать статью (pdf)
Публикации
Протоиерей К.Е. Краснощёков
«Требник атеиста»: теория и практика гражданской обрядности в СССР
Ссылка:
Краснощёков К.Е., прот. «Требник атеиста»: теория и практика гражданской обрядности в СССР // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2 (25). С. 95–110. DOI: 10.56621/27825884_2024_25_95
Аннотация: Статья посвящена анализу книги «Социалистическая обрядность» (Киев, 1985), в которой излагаются теория и практика гражданской обрядности в позднем СССР. Настоящее пособие вполне может быть названо «атеистическим требником», призванным заменить требник церковный. В работе показаны искусственность и безжизненность советской гражданской обрядности, рассматриваемой ее создателями в первую очередь как элемент гонений на Русскую Православную Церковь. Доказана неспособность советской гражданской обрядности удовлетворить духовные потребности человека. Главной и вместе с тем нерешенной задачей создателей безрелигиозной гражданской обрядности было найти средства убеждения, доказать ее действенность. В статье показано, как для придания гражданским обрядам определенной «духовности» авторами пособия сознательно или бессознательно применяется метод психических ассоциаций. Разобраны новые советские ритуалы — «обряды календарного цикла», «торжественные регистрации брака», «торжественные регистрации новорожденного», «гражданские панихиды».
Ключевые слова: советская гражданская обрядность, преодоление религиозных праздников и обрядов, атеистическая пропаганда, метод психических ассоциаций, «торжественные регистрации брака», «торжественные регистрации новорожденного», «гражданские панихиды».
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями. М.: Эксмо, 2018. 1296 с.
2. Краснощеков К.Е., прот. Советская гражданская обрядность как элемент гонений на Русскую Православную Церковь: исторический обзор // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 3 (18). С. 82–105.
3. О научном атеизме и атеистическом воспитании: справочник для партийного актива и организаторов атеистической работы. М.: Политиздат, 1974. 286 с.
4. Смолкин-Ротрок В. Проблема «обыкновенной» советской смерти: материальное и духовное в атеистической космологии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3–4 (30). С. 453–454.
5. Социалистическая обрядность / редколл. М.А. Орлик и др.; сост. М.Д. Довбуш, Н.М. Закович, П.И. Косуха, В.А. Перунов; под. ред. В.В. Власовой. Киев: Вища школа, 1985. 344 с.
6. Фирсов С.Л. На весах веры. От коммунистической религии к новым «святым» посткоммунистической России. СПб.: Вита-Нова, 2011. 665 с.
7. Флоренский П., свящ. [Автореферат] // Флоренский П.А. Сочинения в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. 797 с.
8. Флоренский П.А., свящ. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П., свящ. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993. С. 283–307.
Данные об авторе:
Протоиерей Кирилл Евгеньевич Краснощёков;
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: заведующий кафедрой Церковной истории;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
o.kirill@list.ru
ORCID: 0000-0002-7046-7592
Читать статью (pdf)
Рецензии
М.В. Ковшов
Взаимосвязи и влияния Посланий к Колоссянам и Филимону (о новом комментарии Тиндейла)
Рецензия на книгу: Alan J. Thompson. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Downers Grove (Ill): IVP Academic, 2022. 280 pp.
Ссылка:
Ковшов М.В. Взаимосвязи и влияния Посланий к Колоссянам и Филимону (о новом комментарии Тиндейла). Рец. на кн.: Alan J. Thompson. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Downers Grove (Ill): IVP Academic, 2022. 280 pp. // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2 (25). С. 111–117. DOI: 10.56621/27825884_2024_25_111
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
1. Thompson A.J. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Downers Grove (Ill): IVP Academic, 2022. 280 p.
2. Wright N.T. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Volume 12. Downers Grove (Ill): IVP Academic, 2008. 199 p.
3. Wright N.T. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Volume 12. Downers Grove (Ill): IVP Academic, 1986. 192 p.
4. Wright N.T. Paul and the Faithfulness of God. Minneapolis: Fortress, 2013. 1696 p.
Данные об авторе:
Ковшов Михаил Всеволодович;
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: доцент кафедры библеистики;
Место работы: Московская духовная академия;
Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра;
Должность: научный сотрудник;
Место работы: Перервинская духовная семинария;
Российская Федерация, 109383, г. Москва, ул. Шоссейная, 82
Электронный адрес:
paul.quest@nextmail.ru
ORCID: 0000-0003-0656-1135