in English
Текущий выпуск журнала
«Труды Саратовской православной духовной семинарии»
Раздел I. Теология
Протоиерей А.Ю. Фадеев
Теория концептуальной интеграции в рамках изучения культовой среды общества на примере уфологии
Ссылка на статью:
Фадеев А.Ю., прот. Теория концептуальной интеграции в рамках изучения культовой среды общества на примере уфологии // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 11–28. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_11
Аннотация: Феномен нетрадиционной религиозности невозможно исследовать, ограничиваясь рамками ее структурированных форм. Большинство исследований сектантства посвящены институциализированным формам нетрадиционной религиозности, их влиянию на общество и вероучительным доктринам. Увеличивающаяся по содержанию и формам нетрадиционная религиозность имеет некую генерирующую общность, которую К. Кэмпбэлл в 1972 году назвал культовой средой общества. Культовая среда в определении автора — девиантные убеждения и практики культурного подполья, укорененные в историческом опыте. Не все идеи культовой среды общества имеют ярко выраженные религиозные элементы. Сложность изучения культовой среды заключается в том, что она слабо верифицируема в рамках социологических подходов, так как ее объем и характер выявляются исключительно в процессах коммуникации и интеркоммуникации носителей. Согласно нашей гипотезе, идеи и практики находятся в состоянии постоянной трансформации и подлежат анализу только в синхронном срезе. Тем не менее любой конструкт или отдельный образ культовой среды по определению имеет религиозные или мифо-магические характеристики. Модель соединения религиозных и нерелигиозных элементов в изучаемой области до сих пор не была найдена. В исследованиях социологов тематика культовой среды описывается как правило с помощью терминологических обобщений: имплицитная религия, замещающая религия, вера без принадлежности и прочее. Содержательное наполнение идей культовой среды в настоящее время поверхностно описывается в терминах «синкретика» или «эклектика», но не более того. В рамках данной работы была сделана попытка применить один из классических методов когнитивной лингвистики в отношении идей культовой среды общества, а именно метод концептуальной интеграции между ментальными пространствами концептов из области неинституциализированной нетрадиционной религиозности. Применение данного подхода позволяет выявить процесс генезиса конкретной идеи из тематического поля культовой среды. В данном случае, это один из множества вариантов палеоконтакта уфологического нарратива с религиозным контекстом.
Ключевые слова: культовая среда общества, уфология, пришельцы, ментальное пространство, концепт, концептуальная интеграция, палеовизит, палеоконтакты, внеземной разум.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть ПодробнееИсточники:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2002. 1340 с.
2. Мартинович В. А. Сектантство: воспроизведение и миграция / предисл. Л. И. Григорьевой. М.: Познание, 2018. 552 с.
3. Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. Vol. 5. pp. 119–136.
Литература:
4. Визгин В. П. Идея множественности миров: Очерки истории / отв. ред. И. Д. Рожанский. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЛКИ, 2007. 336 с.
5. Дэникен Э., фон. Воспоминания о будущем: послания и сигналы Вселенной / пер. С. Головой, А. Голова. М.: Эксмо, 2004. 310 с.
6. Лассвитц К. На Земле и на Марсе (На двух планетах). Роман: В 2 ч. / пер. с нем. А. В. Пассек. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1903. 571 с.
7. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: Тетра-Системс, 2004. 256 с.
8. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3 / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990. 654 с.
9. Тантлевский И. Р. Книга Еноха. Сефер Йецира — Книга Созидания. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002. 374 с.
10. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка / под ред. В. В. Петрова и В. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1988. С. 52–92.
11. Фламмарион К. Многочисленность обитаемых миров. Очерк жизненных условий обитателей других планет. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1908. 239 с.
12. Форд Ч. 1001 забытое чудо. Книга проклятых. СПб.: Лань, 1997. 384 с.
13. Циолковский К. Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга: б/и, 1928. 23 с.
14. Bruno G. Dialoghi italiani. Dialoghi metafisici e dialjghi morali. Firenze, 1958. 1241 р.
15. Fauconnier G., Turner M. Conceptual Blending, Form and Meaning // Recherches en Communication: Sémiotique Cognitive. 2003. Vol. 19. pp. 57–86.
16. McColley G. The seventeen-century doctrine of a plurality of worlds // Annals of Sciennce. 1936. Vol. 1, № 4. pp. 385–430.
17. Turner M. Conceptual blending // The Cambridge Encyclopedia of the Language Sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. pp. 35–39.
Данные об авторе:
Протоиерей Андрей Юрьевич Фадеев;
Должность: кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и богословия;
Место работы: Пензенская духовная семинария;
Российская Федерация, 440023, г. Пенза, ул. Перекоп, 4;
Должность: докторант;
Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1;
Электронный адрес: fadeevandrei@mail.ru
ORCID: 0000-0001-6973-6081
Читать статью
А.А. Бирюков
Сравнение подходов к постижению истории в восточной и западной христианских традициях на примере трудов святителя Иоанна Златоуста и блаженного Аврелия Августина
Ссылка на статью:
Бирюков А.А. Сравнение подходов к постижению истории в восточной и западной христианских традициях на примере трудов святителя Иоанна Златоуста и блаженного Аврелия Августина // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4 (27). С. 29–45. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_29
Аннотация: Принято считать, что интерес к истории в христианской среде появляется на Западе и связан с деятельностью латинского епископа и богослова блаженного Августина Иппонского, в частности с выходом его концептуального труда «О граде Божием» (V век). Однако в греко-восточной патристике, несмотря на отсутствие целостной исторической концепции, история также не была обойдена вниманием. Одним из восточных отцов Церкви, в чьих трудах можно найти стремление к осмыслению исторического процесса, является святитель Иоанн Златоуст, являющийся современником блаженного Аврелия Августина. В статье анализируются основные произведения указанных богословов, содержащие попытки осмысления исторического процесса. В ходе анализа сравниваются космологические концепции, начало исторического процесса, проблема зла, эсхатологические воззрения как финал человеческой истории. Автором делается вывод о том, что ключевое различие между подходами двух мыслителей пролегает в отношении осмысления значимости свободы воли человека в мировом историческом процессе.
Ключевые слова: философия истории, теология (богословие) истории, христианская историософия, святитель Иоанн Златоуст, блаженный Аврелий Августин, провиденциализм, Промысл, свобода воли, синергия, теодицея, эсхатология.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее1. Августин Иппонский, блж. О книге Бытия, против манихеев (Перевод с латинского языка отдельных глав) / пер. и коммент. А. К. Сидоренко (прот. Алексия) // Историко-философский ежегодник-2002: сб. науч.
тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 132 с.
2. Августин Иппонский, блж. Творения: в 4 т. Т. 3: О граде Божием. Кн. I–XIII. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. 595 с.
3. Августин Иппонский, блж. Творения: в 4 т. Т. 4: О граде Божием. Кн. XIV–XXII. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. 589 с.
4. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические): в русском переводе с параллельными местами и приложениями. М.: Российское библейское общество, 2011. 1231 с.
5. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Григорий Нисс - кий, свт. Творения. Т. 1. М.: Тип. В. Готье, 1861. 470 с.
6. Дьяченко О.Н. Проблема теодицеи: Аврелий Августин // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 25. С. 55–62. DOI 10.26516/ 2073–3380.2018.25.55.
7. Желтикова И. В. Введение в философию истории (библейские источники). Орел: ОГУ, 2008. 118 с.
8. Ильина А. С. Проблема зла в этике Аврелия Августина // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2023. Т. 47, № 3. С. 89–105. DOI 10.55959/MSU0201–7385–7-2023–47–3-89–105.
9. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Источник знания. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М.: Индрик, 2002. 414 с.
10. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. СПб.: СПбДА, 1898. VIII, 923 с.
11. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. СПб.: СПбДА, 1899. 1007 с.
12. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. СПб.: СПбДА, 1901. 912 с.
13. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 8. СПб.: СПбДА, 1902. 1011 с.
14. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на первое послание к Коринфянам // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. СПб.: СПбДА, 1904. 992 с.
15. Иоанн Златоуст, свт. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа и о милостыне // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. СПб.: СПбДА, 1904. 992 с.
16. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. СПб.: СПбДА, 1905. 1008 с.
17. Константин (Горянов), архиеп. Эсхатологическое учение в творениях святых отцов и его значение в современном мире // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 33–66.
18. Коцюба В. И. Христианский и неоплатонический провиденциализм: понятие о «промысле» у Иоанна Златоуста, Саллюстия и Прокла // Альфа и Омега. 2005. № 3 (44). С. 153–175.
19. Легеев М.В., Мефодий (Зинковский С.А.), иером., Кирилл (Зинковский Е.А.), иером. Научно-богословское осмысление истории в IV–V веках: попытки и тенденции // Христианское чтение. 2018. № 4. С. 10–27. DOI 10.24411/1814–5574–2018–10078.
20. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. Киев: Общество любителей православной литературы: Изд-во имени свт. Льва, папы Римского, 2006. 674 с.
21. Максим Исповедник, прп. О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) / пер. с греч. и примеч. архим. Нектария. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 464 с.
22. Михайлов П. Б. Богословие истории блж. Августина // Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. M.: ПСТГУ, 2017. С. 6–18.
23. Михайлов П. Б. Между веком и вечностью. Богословие истории в истории богословия // Христианское чтение. 2021. № 1. С. 141–155. DOI 10.47132/1814–5574_2021_1_141
Данные об авторе:
Бирюков Арсений Анатольевич;
Должность: ассистент кафедры библейско-богословских дисциплин;
Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 ;
Электронный адрес: arsenyi.biryukov@yandex.ru
Читать статью
Раздел II. Философия
А.А. Маслов, священник С.В. Постнов
Экзистенция и обожение: сущность и сравнительный анализ понятий
Ссылка на статью:
Маслов А.А., Постнов С.В., свящ. Экзистенция и обожение: сущность и сравнительный анализ понятий // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 46–63. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_46
Аннотация: В статье раскрывается сущность понятий «экзистенция» и «обожение», проводится сравнительный анализ этих понятий. Выявляются стороны, объединяющие экзистирование и обожение, и стороны, их разъединяющие. Уделяется внимание роли интенциональности в определении сущности рассматриваемых понятий, а также их модусов. Делается вывод, что экзистенция и обожение, в смысле подлинного существования человека, есть одно и то же. Однако в атеистическом понимании экзистенция конечна и не выходит за рамки тварного бытия, для этого ей необходимо трансцендирование, которое, с религиозных позиций, соотносится с феноменом обожения человека. Таким образом, только трансцендирующая экзистенция может быть соотнесена с обожением и соотнесена с православным термином «новый человек», тогда как экзистирование без прорыва к Богу (без трансцендирования) есть область действия лишь «ветхого человека».
Ключевые слова: экзистенция, обожение, трансцендирование, экзистирование, интенциональность, модусы существования, подлинное существование человека, диалог, образ Божий в человеке, личность, свобода, православие, экзистенциальная философия.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Алехнович А. С. Самобытие человека в социальном мире: экзистенциально-антропологический подход // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 2. С. 17–28.
2. Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М.: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2003. 478 с.
3. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. 1369 с.
4. Бохеньски Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков / пер. с польского. М.: Прогресс; VIA, 1993. 187 с.
5. Бурханов А. Р. Антропологические смыслы Dasein в трактате Мартина Хайдеггера «Бытие и время» // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2012. № 3. С. 19–24.
6. Воробьев Д. В. Учение святого Максима Исповедника о гномической и естественной волях // Вестник Мининского университета [Электронный ресурс]. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/357 (дата обращения 30.11.2024). Загл. с экрана.
7. Воронов Л., прот. Догматическое богословие. Из лекций, прочитанных для студентов IV курса Санкт-Петербургской духовной академии в 1991–1992 учебном году: Учебник для духовных учебных заведений. Клин: Христианская жизнь, 2000. 123 с. // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Liverij_ Voronov/dogmaticheskoe-bogoslovie/(дата обращения: 24.03.2024). Яз. рус.
8. Ворохобов А. В. Личность с точки зрения персоналистического актуализма // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2020. Вып. 18. С. 7–34.
9. Гагарин А. С. Концепция интенциональности в экзистенциальной философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (62): В 4 ч. Ч. III. C. 39–42.
10. Гагарин А. С. Экзистирование и трансцендирование: философские интерпретации // Вестник Омского государственного педагогического универсистета. Гуманитарные исследования. 2023. № 1 (38). С. 9–14.
11. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997. 495 с.
12. Гредновская Е. В., Пеннер Р. В. Проблема подлинности существования человека в дискурсах экзистенциализма и постмодер- низма // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15, № 3. С. 56–59.
13. Димитрий Ростовский (Туптало), свт. Житие преподобного отца нашего Макария Египетского // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitijasvjatykh/63 (дата обращения: 24.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
14. Димитрова С. В. Онтологическое трансцендирование: условия обретения свободы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. 2010. № 1 (11). С. 103–107.
15. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии // Сочинения / пер. с греч. и вступ. ст. Г. М. Прохорова. СПб.: Алетейя; Изд. Олега Абышко, 2002. 854 с. // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/sochinenija/(дата обращения: 22.03.2024). Яз. рус.
16. Дорофеев Д. Ю. Философская антропология подлинного и неподлинного: современная проблематизация человеческой личности и образа жизни // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 6, № 3. С. 127–154.
17. Дронов М., прот. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне ХХI века // Правмир. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/ekzistentsiya-i-opyit-v-pravoslavnommyishlenii-nakanune-xxiveka/(дата обращения: 22.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
18. Думитраке К. «Образ Божий» в православной антропологии // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. № 11 (112). 2013. С. 183–192.
19. Дьяконов Г. В. Концепция диалога М. М. Бахтина — основа экзистенциально-онтологической психологии // Экзистенциальная и гуманистическая психология [Электронный ресурс] URL: http://hpsy.ru/public/x2780.htm (дата обращения: 24.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
20. Ефремов Е. Учение В. Н. Лосского об обожении // Православие.ru [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie-ru. turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/73371.html (дата обращения: 24.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
21. Зарубин А. Г. Философия экзистенциализма: проблема времени // Институт исследований природы времени [Электронный ресурс]. URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/zarubin_ philos_eczisten.htm (дата обращения: 20.09.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
22. Знаков В. В., Касавина Н. А., Синеокая Ю. В. Экзистенциальный опыт: таинство и проблема // Философский журнал. 2018. Т. 11, № 2. С. 123–137.
23. Иоанн (Булыко), иером. Обожение согласно учению архимандрита Киприана (Керна) // Вестник культуры и искусства. 2015. № 2 (42). С. 81–88. EDN: TZIPGV
24. Иоанн (Булыко), иером. Учение об обожении в богословии Православной Церкви // Международный электронный научный журнал Studia Humanitatis. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://st-hum.ru/content/ieromonah-ioann-bulyko-uchenieob-obozhenii-v-bogoslovii-pravoslavnoy-cerkvi (дата обращения: 19.09.2020). Яз. рус.
25. Иоанн (Булыко), иером. Учение об обожении у русских богословов второй половины ХХ века // Метапарадигма. 2015. № 7. С. 96–127.
26. Иоанн (Булыко), иером. Учение об обожении у русских богословов второй половины ХХ века // Метапарадигма. 2015. № 8. С. 6–46.
27. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.:
Сибирская Благозвонница, 2015. 476 с.
28. Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. 524 с.
29. Королёв А. В. Что такое экзистенция? // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. № 1. С. 224–227.
30. Лоргус А., свящ. Православная антропология / пер. Ю. С. Терентьева и Э. Н. Добрыниной // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/pravoslavnajaantropologija/(дата обращения: 23.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
31. Лосский В. Н. Боговидение / пер. с фр. В. А. Рещиковой; сост. и вступ. ст. А. С. Филоненко. М.: АСТ, 2006. 759 с.
32. Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Сергиев Посад: СТСЛ, 2010. 127 с.
33. Неллас П. Основы и перспективы православной антропологии. М.: Никея, 2011. 304 с.
34. Петров Д. Экзистенциализм и экзистенциальный подход в философии жизни — определение, проблемы // KtoNaNovenkogo.ru[Электронный ресурс]. URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehkzistencializm-ehkzistencialnyj-chto-ehto.html#ehkzisten-4 (дата обращения: 24.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
35. Полохов Д. Н., прот. Концепт личности в православном богословии // Девятые Межрегиональные Пименовские чтения. 2012. № 9. С. 12–26. EDN FJDOBG
36. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: в русском переводе: В 3 т. Т. 1. Сергиев Посад: СТСЛ, 1993. 498 с.
37. Стрекаловская Е. В. Понятие экзистенции у К. Ясперса // Молодой учёный. 2019. № 32 (270). С. 169–171.
38. Фалёв Е. В. Хайдеггер как «христианский теолог»? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 289–293.
39. Франкл В. Воля к смыслу / пер. с англ. М.: АНФ, 2018. 178 с.
40. Царевский А., прот. Уроки по Закону Божию. М.: ИФон-дИВ, 2009. 560 с.
41. Экзистенция // Философский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://my-dict.ru/dic/filosofskiy-slovar/2147222-ekzistenciya/(дата обращения: 23.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
42. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. М.: Центр по изучению религий. 1992. 231 с.
Данные об авторах:
Маслов Алексей Анатольевич;
Должность: магистрант;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес: majority@mail.ru
Священник Сергий Владимирович Постнов;
Должность: преподаватель кафедры богословия;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес: magkronik@mail.ru
Читать статью
В.А. Сюсюкин
Игра «Atomic Heart» как продукт мифологизации СССР: парадоксы технологической футурологии
Ссылка на статью:
Сюсюкин В.А. Игра «Atomic Heart» как продукт мифологизации СССР: парадоксы технологической футурологии // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 64–78. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_64
Аннотация: В статье проводится социально-философский анализ игры «Atomic Heart» как продукта мифологизации советского прошлого. Ностальгия по Советскому Союзу выражается не только в артефактах культуры повседневности, мемориалах и памятниках, но и в компьютерных играх. Исследования игровой индустрии — одно из самых перспективных и востребованных направлений современной гуманитарной науки. В ходе исследования выясняется, что игра базируется на нескольких мифологемах, важнейшие из которых — мифологемы богостроительства и коллективного разума. Технологическая футурология игры позволяет скрыть данные нарративы за образами СССР будущего, в пространстве которого пользователь знакомится с сюжетной линией игры. В завершение автор делает вывод о том, что синтез советской эстетики, мифологических нарративов и образов технологий будущего неизбежно помещает пользователя в пространство моральных дилемм.
Ключевые слова: мифология, СССР, игры, game studies, Atomic Heart, футурология.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее1. Артамонов Д. С. История религии и мифология в компьютерных играх // Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации: Материалы Всероссийского научного семинара (Астрахань, 28–30 октября 2020 года) / под общ. ред. А. П. Романовой, Д. А. Черничкина. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2020. С. 126–132.
2. Бойм С. Б. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 320 с.
3. Журкова Д. А. Анахроничный саундтрек: ресайклинг советских песен в видеоигре «Atomic Heart» // Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований. 2024. № 1. С. 66–84.
4. Оносов А. А. Религия человечества О. Конта и социология общего дела Н. Ф. Федорова: меры позитивизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. № 1. С. 23–39.
5. Пилюгина Е. В. Современная социальная реальность: панмифологизация, информационные войны и кризис постмодерна // Logos etPraxis. 2014. № 3. С. 7–15.
6. Плотин. Первая эннеада / пер., вступ. ст., коммент. Т. Г. Сидаша, Р. В. Светлова. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. 320 с.
7. Подвальный М.А. Шутер // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/shuter-99b2ad (дата обращения 30.11.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Скржинская М. В. Происхождение двух этногенетических мифов в скифском Логосе Геродота // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2011. № 15. С. 469–476.
9. Сторчак М. В. Сакральные сюжеты гражданской религии в СССР // Миссия конфессий. 2023. № 71. С. 14–20.
10. Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира / пер. с англ. В. Мершавки. М.: Класс, 2010. 178 с.
11. Atomic Heart Вики [Электронный ресурс]. URL: https://atomic-heart.fandom.com/ru/wiki/(дата обращения: 22.07.2024). Загл. с экрана. Яз. рус
Данные об авторах:
Сюсюкин Владимир Алексеевич;
Должность: младший научный сотрудник;
Место работы: Научно-исследовательского института Липецкого государственного технического университета;
Российская Федерация, 398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 30;
Электронный адрес: Vladimirs23@bk.ru
ORCID: 0000-0002-3161-4705
Читать статью
Раздел III. История
Р.А. Близняков, Д.А. Малышев, Е.В. Крыжко, П.И. Пашковский
Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах
Ссылка на статью:
Близняков Р.А., Малышев Д.А. и др. Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 79–100. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_79
Аннотация: В статье рассмотрены особенности деятельности Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в сфере организации паломничества в 1914– 1918 годах. Показано, что Россия в период Первой мировой войны стремилась расширить и укрепить свои международные позиции. При этом нарастание военных и хозяйственных проблем, усугублявшихся обострением внутренних социальных конфликтов, а также противодействием Лондона и Парижа, которые опасались усиления геополитического влияния Петербурга, делало реализацию российских планов маловероятной. К 1914 году преобладающее большинство населения Российской империи исповедовало православие. Росла численность православного населения и духовенства. Русская Православная Церковь являлась составляющей государственного административного аппарата и занимала особое место. В 1914–1917 годах ИППО продолжало работу по организации паломничеств, благотворительности, обучения и научных исследований. Сложившаяся система паломнической деятельности Общества функционировала в привычном виде до начала военных действий в 1914 году. Затем под влиянием внешних и внутренних факторов паломничества на Святую Землю по линии Общества практически прекращаются. Однако вплоть до революционных событий 1917 года ИППО содействует православному паломничеству, продолжая, насколько возможно, организовывать решение связанных с этим вопросов. После Февральской революции 1917 года происходят изменения в руководящем составе, названии и содержании работы Общества, которое вынужденно сосредотачивается на научном направлении.
Ключевые слова: Российская империя, Палестина, ближневосточный регион, Императорское Православное Палестинское Общество, паломническая деятельность.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке государственного задания РАН, проект № FEFM2024-0016.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее1. Анисимов М. Ю., Виноградов А. В. и др. От царства к империи. Россия в системах международных отношений: вторая половина XVI — начала XX века / М. Ю. Анисимов, А. В. Виноградов, Г. А. Гребенщикова, А. В. Игнатьев, Е. И. Кобзарева, Е. П. Кудрявцева, И. С. Рыбачёнок, Г. А. Санин, В. М. Хевролина. М.: Институт российской истории РАН; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 440 с.
2. Балахонова М. А., Околотин В. С. Роль Императорского Православного Палестинского Общества в паломничестве на рубеже XIX–XX вв. // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 4 (18). С. 53–62.
3. Балдин К. Е. Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке в конце XIX — начале XX века: на материале паломнических мемуаров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 2. С. 30–32.
4. Бирюкова К. В. Российская Духовная Миссия в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2 (75). С. 11–17.
5. Бушуева С. В. Паломничество и его особенности в русской истории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 4. С. 127–131.
6. Буянов В. С. Внешняя политика России: история и современность. М.: Международные отношения, 2024. 632 с.
7. Ганф Т. И. К устроению Русской Палестины // Верующий разум. 2014. № 1 (3). С. 100–115.
8. Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество в кризисные годы: 1905–1910 // Иерусалимский православный семинар. Вып. 8. М.: Индрик, 2018. С. 108–122.
9. Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество: обзор истории до 1917 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. 2013. Т. 32. С. 472–497.
10. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907 гг.): историческая записка. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1907. 332 с.
11. Доклад Секретаря Общества А. А. Дмитриевского Общему годовому собранию ИППО 20 апреля 1914 г. // Сообщения ИППО.
1914. Т. XXV. Вып. II. С. 220–224.
12. Житенёв С. Ю. Паломническая деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в 1882–1914 гг. // Православный Палестинский сборник. 2021. № 119. С. 72–85.
13. Житенёв С. Ю. Цивилизационное присутствие России в мире: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке // Журнал Института наследия. 2017. № 2 (9). С. 1–24.
14. Историки провели параллели между Первой мировой войной и СВО // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2022/08/01/parrll/?ysclid=m27i739rdb400909153 (дата обращения 18.10.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
15. Кеннеди П. Взлеты и падения великих держав: Экономические изменения и военные конфликты в формировании мировых центров власти с 1500 по 2000 г. Екатеринбург: Гонзо, 2018. 848 с.
16. Концепция внешней политики Российской Федерации. 31 марта 2023 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/(дата обращения 18.10.2024). Яз. рус.
17. Кулик С. В. Организация паломничества в Палестину в России и реформы Александра II // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 72. С. 12–15.
18. Ларина Е. А. Императорское Православное Палестинское Общество как организатор паломнических поездок из России на Святую Землю в конце XIX — начале XX вв. // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сборник статей участников VII Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. В. Винник, О. К. Ермишкина. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 197–207.
19. Летопись Палестинского Общества // Сообщения ИППО. 1914. Т. XXV. Вып. IV. С. 468–472.
20. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М.: Индрик, 2006. 512 с.
21. Никонов В. А. Российская матрица. М.: Русское слово, 2014. 992 с.
22. Отчет ИППО с 1 января по 31 декабря 1914 г. // Сообщения ИППО. 1916. Т. XXVII. С. 176–178.
23. Пашковский П. И., Крыжко Е. В., Близняков Р. А. Паломничество как явление и особенности российской паломнической деятельности в Палестине во второй половине XIX — начале XX веков // Genesis: исторические исследования. 2024. № 5. С. 63–72.
24. Первая мировая война: историографические мифы и историческая память: монография: В 3 кн. Кн. 3: Вторая Отечественная война России, 1914–1917 / под ред. д-ра ист. наук О. В. Петровской. М.: Российский ин-т стратегических исследований, 2014. 244 с.
25. Пересыпкин О. Г. Культурно-исторический феномен «Русская Палестина» // Обозреватель. 2016. № 8 (319). С. 105–121.
26. Путеводитель по святым местам Востока: Руководство для русских паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон, Синай, в Барград и Рим, с приложением карты Палестины. СПб.: Изд-во Императорского Православного Палестинского Общества, 1910. 116 с.
27. Россия в Святой Земле: документы и материалы: В 2 т. Т. 1. / сост. и общ. ред. Н. Н. Лисового. М.: Международные отношения, 2000. 741 с.
28. Смирнова И. Ю., Бутова Р. Б. Россия в Святой Земле. Деятели и учреждения Русской Палестины (XIX–XX века) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2 (104). С. 9–21.
29. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 2 июля 2021 г. // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения 18.10.2024). Яз. рус.
30. Устав Православного Палестинского Общества [утвержден 8 мая 1882 года]. Тверь: Тип. Губернского правления, 1894. 12 с.
31. Уткин А. И. Первая мировая война. М.: Эксмо, 2002. 672 с.
32. Agsous S. The Palestinian Graduates of the Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS) and the Making of the Native Cultural Naha // Contemporary Levant. 2021. Vol. 6, iss. 1. pp. 35–50.
33. Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843–1914: Church and Politics in the Near East. Oxford: Clarendon Press, 1969. 232 p.
34. Kryzhko E. V., Pashkovsky P. I., Natalevich S. I. The «Great Game» in Turkestan in the First Half of the XIX Сentury: the Geopolitical Interests of the Parties // Bylye Gody. 2018. Vol. 49, iss. 3. pp. 1084–1091.
35. Severn P. A History of Christian Pilgrimage // International Journal for the Study of the Christian Church. 2019. Vol. 19, iss. 4. pp. 1–17.
36. Stavrou T. G. Russian Interests in Palestine, 1882–1914: A Study of Religious and Educational Enterprise. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1963. 250 p.
Близняков Роман Александрович,
Должность: кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин, проректор по научной работе
Место работы: Таврическая духовная семинария;
Российская Федерация, 295011, Респ. Крым, г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая, 9/11;
Должность: заведующий научно исследовательской лабораторией «Сакральные ландшафты Византийского порубежья»;
Место работы: Севастопольский государственный университет;
Российская Федерация, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33;
Электронный адрес: bliznyakov80@mail.ru;
ORCID: 0000-0002-9863-0267
Малышев Дмитрий Аркадьевич,
Должность: кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин;
Место работы: Таврическая духовная семинария;
Российская Федерация, 295011, Респ. Крым, г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая, 9/11;
Должность: ведущий научный сотрудник кафедры теологии и религиоведения;
Место работы: Севастопольский государственный университет;
Российская Федерация, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33;
Электронный адрес: darkmalyshev@mail.ru;
ORCID: 0000-0002-1910-1165
Крыжко Евгений Владимирович,
Должность: кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и всеобщей истории;
Место работы: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского;
Российская Федерация, 295007, Респ. Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4;
Электронный адрес: jeyson1030@gmail.com;
ORCID: 0000-0001-9943-819X
Пашковский Петр Игоревич,
Должность: доктор политических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений;
Место работы: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского;
Российская Федерация, 295007, Респ. Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4;
Электронный адрес: petr.pash@yandex.ru;
ORCID: 0000-0001-5403-3797
Читать статью
Рецензии
М.В. Ковшов
Экзегетическое руководство по греческому Новому Завету: Послание святого апостола Павла к Евреям
Рецензия на книгу: Dana M. Harris. Hebrews Exegetical Guide to the Greek New Testament (EGGNT) 10. Editors: Andreas J. Köstenberger and Robert W. Yarbrough. Nashville (TN): B&H Academic, 2019. 496 p.
Ссылка:
Ковшов М.В. Экзегетическое руководство по греческому Новому Завету: Послание святого апостола Павла к Евреям. Рец. на кн.: Dana M. Harris. Hebrews. Exegetical Guide to the Greek New Testament 10. Editors: Andreas J. Köstenberger and Robert W. Yarbrough. Nashville (TN): B&H Academic, 2019. 496 p. // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4 (27). С. 101–107. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_101
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. 1369 с.
2. Ковшов М. В. Послание к Евреям «стих за стихом»: о новом комментарии к самому ветхозаветному письму святого апостола Павла. Рец. на кн.: Osborne G. R., Guthrie G. H. Hebrews: Verse by Verse / Osborne New Testament Commentaries. Bellingham: Lexham Press, 2021. 360 р. // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 3 (22). С. 125–135.
3. Толкования на Евр. 2:11 // Толкования Священного Писания [Электронный ресурс]. URL: https://bible.optina.ru/new:evr:02:11 (дата обращения: 30.08.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Attridge H. W. Hebrews // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/haroldw.attridgehebrewsacommentaryonthezlib.org (дата обращения: 30.08.2024). Яз. англ.
5. BDF Greek Grammar of the New Testament and Other Early Christian Literature / ed. R. W. Funk. Chicago: University of Chicago Press, 1961. 261 p.
6. Bruce F. F. The Epistle to the Hebrews (The New International Commentary on the New Testament). Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing, 1990. 448 p.
7. Christian W. W. Dictionary of Bible Popular Names. Createspace Independent Publishing Platform, 2017. 74 p.
8. Cockerill G. L. Hebrews: a Bible commentary in the Wesleyan tradition. Indianapolis: Wesleyan Pub. House, 1999. 316 p.
9. Compton J. Psalm 110 and the Logic of Hebrews. LNTS 537. London: T&T Clark, 2015. 248 p.
10. Ellingworth P. Hebrews (The New International Greek Testament Commentary). Grand Rapids: Eerdmans, 2015. 862 p.
11. Guthrie G. The Structure of Hebrews. A Text-Linguistic Analysis (Supplements yo Novum Testamentum). Leiden: Brill, 1994. 188 p.
12. Harris D. M. Hebrews. Exegetical Guide to the Greek New Testament 10 / Eds.: A. J. Köstenberger and R. W. Yarbrough. Nashville: B&H Academic, 2019. 496 p.
13. Koester C. R. Hebrews (The Anchor Yale Bible Commentaries). Yale: Yale University Press, 2001. 640 p.
14. Lane W. L. Word Biblical Commentary. Vol. 47a: Hebrews 1–8. Nashville: Thomas Nelson Inc., 1991. 211 p.
15. Nestle Aland Novum Testamentum Graece. The 28th edition // Deutsche Bibel Gesellschaft [Электронный ресурс]. URL: https://www.die-bibel. de/en/bible/NA28/MAT.1 (дата обращения: 30.08.2024).
16. UBS 5th Revised Edition — Greek New Testament. Stuttgart: German Bible Society, 2014. 1224 p.
17. Walter B. A Greek-English lexicon of the New Testament, and other early Christian literature. Chicago, University of Chicago Press, 1957. 960 p.
Данные об авторе:
Ковшов Михаил Всеволодович;
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: доцент кафедры библеистики;
Место работы: Московская духовная академия;
Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра;
Должность: научный сотрудник;
Место работы: Перервинская духовная семинария; Российская Федерация, 109383, г. Москва, ул. Шоссейная, 82
Электронный адрес:
paul.quest@nextmail.ru
ORCID: 0000-0003-0656-1135