in English

Текущий выпуск журнала
«Труды Саратовской православной духовной семинарии»







Раздел I. Теология


Протоиерей А.Ю. Фадеев

Теория концептуальной интеграции в рамках изучения культовой среды общества на примере уфологии


Ссылка на статью:

Фадеев А.Ю., прот. Теория концептуальной интеграции в рамках изучения культовой среды общества на примере уфологии // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 11–28. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_11


Аннотация: Феномен нетрадиционной религиозности невозможно исследовать, ограничиваясь рамками ее структурированных форм. Большинство исследований сектантства посвящены институциализированным формам нетрадиционной религиозности, их влиянию на общество и вероучительным доктринам. Увеличивающаяся по содержанию и формам нетрадиционная религиозность имеет некую генерирующую общность, которую К. Кэмпбэлл в 1972 году назвал культовой средой общества. Культовая среда в определении автора — девиантные убеждения и практики культурного подполья, укорененные в историческом опыте. Не все идеи культовой среды общества имеют ярко выраженные религиозные элементы. Сложность изучения культовой среды заключается в том, что она слабо верифицируема в рамках социологических подходов, так как ее объем и характер выявляются исключительно в процессах коммуникации и интеркоммуникации носителей. Согласно нашей гипотезе, идеи и практики находятся в состоянии постоянной трансформации и подлежат анализу только в синхронном срезе. Тем не менее любой конструкт или отдельный образ культовой среды по определению имеет религиозные или мифо-магические характеристики. Модель соединения религиозных и нерелигиозных элементов в изучаемой области до сих пор не была найдена. В исследованиях социологов тематика культовой среды описывается как правило с помощью терминологических обобщений: имплицитная религия, замещающая религия, вера без принадлежности и прочее. Содержательное наполнение идей культовой среды в настоящее время поверхностно описывается в терминах «синкретика» или «эклектика», но не более того. В рамках данной работы была сделана попытка применить один из классических методов когнитивной лингвистики в отношении идей культовой среды общества, а именно метод концептуальной интеграции между ментальными пространствами концептов из области неинституциализированной нетрадиционной религиозности. Применение данного подхода позволяет выявить процесс генезиса конкретной идеи из тематического поля культовой среды. В данном случае, это один из множества вариантов палеоконтакта уфологического нарратива с религиозным контекстом.

Ключевые слова: культовая среда общества, уфология, пришельцы, ментальное пространство, концепт, концептуальная интеграция, палеовизит, палеоконтакты, внеземной разум.


Список использованных источников и литературы:


Данные об авторе:

Протоиерей Андрей Юрьевич Фадеев;


Должность: кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и богословия;
Место работы: Пензенская духовная семинария;
Российская Федерация, 440023, г. Пенза, ул. Перекоп, 4;

Должность: докторант;
Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1; 
Электронный адрес: fadeevandrei@mail.ru
ORCID: 0000-0001-6973-6081


Читать статью




А.А. Бирюков

Сравнение подходов к постижению истории в восточной и западной христианских традициях на примере трудов святителя Иоанна Златоуста и блаженного Аврелия Августина

Ссылка на статью:

Бирюков А.А. Сравнение подходов к постижению истории в восточной и западной христианских традициях на примере трудов святителя Иоанна Златоуста и блаженного Аврелия Августина // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4 (27). С. 29–45. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_29

Аннотация: Принято считать, что интерес к истории в христианской среде появляется на Западе и связан с деятельностью латинского епископа и богослова блаженного Августина Иппонского, в частности с выходом его концептуального труда «О граде Божием» (V век). Однако в греко-восточной патристике, несмотря на отсутствие целостной исторической концепции, история также не была обойдена вниманием. Одним из восточных отцов Церкви, в чьих трудах можно найти стремление к осмыслению исторического процесса, является святитель Иоанн Златоуст, являющийся современником блаженного Аврелия Августина. В статье анализируются основные произведения указанных богословов, содержащие попытки осмысления исторического процесса. В ходе анализа сравниваются космологические концепции, начало исторического процесса, проблема зла, эсхатологические воззрения как финал человеческой истории. Автором делается вывод о том, что ключевое различие между подходами двух мыслителей пролегает в отношении осмысления значимости свободы воли человека в мировом историческом процессе.

Ключевые слова: философия истории, теология (богословие) истории, христианская историософия, святитель Иоанн Златоуст, блаженный Аврелий Августин, провиденциализм, Промысл, свобода воли, синергия, теодицея, эсхатология.


Список использованных источников и литературы:


Данные об авторе: 
Бирюков Арсений Анатольевич;
Должность: ассистент кафедры библейско-богословских дисциплин; 
Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 ; 
Электронный адрес: arsenyi.biryukov@yandex.ru


Читать статью


Раздел II. Философия

А.А. Маслов, священник С.В. Постнов

Экзистенция и обожение: сущность и сравнительный анализ понятий

Ссылка на статью:

Маслов А.А., Постнов С.В., свящ. Экзистенция и обожение: сущность и сравнительный анализ понятий // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 46–63. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_46

Аннотация: В статье раскрывается сущность понятий «экзистенция» и «обожение», проводится сравнительный анализ этих понятий. Выявляются стороны, объединяющие экзистирование и обожение, и стороны, их разъединяющие. Уделяется внимание роли интенциональности в определении сущности рассматриваемых понятий, а также их модусов. Делается вывод, что экзистенция и обожение, в смысле подлинного существования человека, есть одно и то же. Однако в атеистическом понимании экзистенция конечна и не выходит за рамки тварного бытия, для этого ей необходимо трансцендирование, которое, с религиозных позиций, соотносится с феноменом обожения человека. Таким образом, только трансцендирующая экзистенция может быть соотнесена с обожением и соотнесена с православным термином «новый человек», тогда как экзистирование без прорыва к Богу (без трансцендирования) есть область действия лишь «ветхого человека».

Ключевые слова: экзистенция, обожение, трансцендирование, экзистирование, интенциональность, модусы существования, подлинное существование человека, диалог, образ Божий в человеке, личность, свобода, православие, экзистенциальная философия.

Список использованных источников и литературы:


Данные об авторах: 
Маслов Алексей Анатольевич;
Должность: магистрант; 
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92; 
Электронный адрес: majority@mail.ru

Священник Сергий Владимирович Постнов;
Должность: преподаватель кафедры богословия; 
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92; 
Электронный адрес: magkronik@mail.ru


Читать статью


В.А. Сюсюкин

Игра «Atomic Heart» как продукт мифологизации СССР: парадоксы технологической футурологии

Ссылка на статью:

Сюсюкин В.А. Игра «Atomic Heart» как продукт мифологизации СССР: парадоксы технологической футурологии // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 64–78. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_64

Аннотация: В статье проводится социально-философский анализ игры «Atomic Heart» как продукта мифологизации советского прошлого. Ностальгия по Советскому Союзу выражается не только в артефактах культуры повседневности, мемориалах и памятниках, но и в компьютерных играх. Исследования игровой индустрии — одно из самых перспективных и востребованных направлений современной гуманитарной науки. В ходе исследования выясняется, что игра базируется на нескольких мифологемах, важнейшие из которых — мифологемы богостроительства и коллективного разума. Технологическая футурология игры позволяет скрыть данные нарративы за образами СССР будущего, в пространстве которого пользователь знакомится с сюжетной линией игры. В завершение автор делает вывод о том, что синтез советской эстетики, мифологических нарративов и образов технологий будущего неизбежно помещает пользователя в пространство моральных дилемм.

Ключевые слова: мифология, СССР, игры, game studies, Atomic Heart, футурология.

Список использованных источников и литературы:


Данные об авторах: 

Сюсюкин Владимир Алексеевич;
Должность: младший научный сотрудник; 
Место работы: Научно-исследовательского института Липецкого государственного технического университета;
Российская Федерация, 398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 30;
Электронный адрес: Vladimirs23@bk.ru
ORCID: 0000-0002-3161-4705

Читать статью


Раздел III. История

Р.А. Близняков, Д.А. Малышев, Е.В. Крыжко, П.И. Пашковский

Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах

Ссылка на статью:

Близняков Р.А., Малышев Д.А. и др. Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 79–100. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_79 

Аннотация: В статье рассмотрены особенности деятельности Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в сфере организации паломничества в 1914– 1918 годах. Показано, что Россия в период Первой мировой войны стремилась расширить и укрепить свои международные позиции. При этом нарастание военных и хозяйственных проблем, усугублявшихся обострением внутренних социальных конфликтов, а также противодействием Лондона и Парижа, которые опасались усиления геополитического влияния Петербурга, делало реализацию российских планов маловероятной. К 1914 году преобладающее большинство населения Российской империи исповедовало православие. Росла численность православного населения и духовенства. Русская Православная Церковь являлась составляющей государственного административного аппарата и занимала особое место. В 1914–1917 годах ИППО продолжало работу по организации паломничеств, благотворительности, обучения и научных исследований. Сложившаяся система паломнической деятельности Общества функционировала в привычном виде до начала военных действий в 1914 году. Затем под влиянием внешних и внутренних факторов паломничества на Святую Землю по линии Общества практически прекращаются. Однако вплоть до революционных событий 1917 года ИППО содействует православному паломничеству, продолжая, насколько возможно, организовывать решение связанных с этим вопросов. После Февральской революции 1917 года происходят изменения в руководящем составе, названии и содержании работы Общества, которое вынужденно сосредотачивается на научном направлении.

Ключевые слова: Российская империя, Палестина, ближневосточный регион, Императорское Православное Палестинское Общество, паломническая деятельность.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке государственного задания РАН, проект № FEFM2024-0016.

Список использованных источников и литературы:


Близняков Роман Александрович
Должность: кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин, проректор по научной работе 
Место работы: Таврическая духовная семинария;
Российская Федерация, 295011, Респ. Крым, г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая, 9/11; 
Должность: заведующий научно исследовательской лабораторией «Сакральные ландшафты Византийского порубежья»;
Место работы: Севастопольский государственный университет;
Российская Федерация, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33;
Электронный адрес: bliznyakov80@mail.ru;
ORCID: 0000-0002-9863-0267
 

Малышев Дмитрий Аркадьевич
Должность: кандидат исторических наук, доцент кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин; 
Место работы: Таврическая духовная семинария;
Российская Федерация, 295011, Респ. Крым, г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая, 9/11; 
Должность: ведущий научный сотрудник кафедры теологии и религиоведения; 
Место работы: Севастопольский государственный университет;
Российская Федерация, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33;
Электронный адрес: darkmalyshev@mail.ru;
ORCID: 0000-0002-1910-1165


Крыжко Евгений Владимирович
Должность: кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и всеобщей истории; 
Место работы: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского;
Российская Федерация, 295007, Респ. Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4;
Электронный адрес: jeyson1030@gmail.com;
ORCID: 0000-0001-9943-819X


Пашковский Петр Игоревич
Должность: доктор политических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений; 
Место работы: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского;
Российская Федерация, 295007, Респ. Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4;
Электронный адрес: petr.pash@yandex.ru;
ORCID: 0000-0001-5403-3797

Читать статью


Рецензии


М.В. Ковшов

Экзегетическое руководство по греческому Новому Завету: Послание святого апостола Павла к Евреям

Рецензия на книгу: Dana M. Harris. Hebrews Exegetical Guide to the Greek New Testament (EGGNT) 10. Editors: Andreas J. Köstenberger  and Robert W. Yarbrough. Nashville (TN): B&H Academic, 2019. 496 p.


Ссылка:

Ковшов М.В. Экзегетическое руководство по греческому Новому Завету: Послание святого апостола Павла к Евреям. Рец. на кн.: Dana M. Harris. Hebrews. Exegetical Guide to the Greek New Testament 10. Editors: Andreas J. Köstenberger and Robert W. Yarbrough. Nashville (TN): B&H Academic, 2019. 496 p. // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4 (27). С. 101–107. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_101 


Список использованных источников и литературы:

Данные об авторе:
Ковшов Михаил Всеволодович;
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: доцент кафедры библеистики;
Место работы: Московская духовная академия;
Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра;
Должность: научный сотрудник;


Место работы: Перервинская духовная семинария; 
Российская Федерация, 109383, г. Москва, ул. Шоссейная, 82
Электронный адрес: paul.quest@nextmail.ru
ORCID: 0000-0003-0656-1135

Читать статью