in English
Раздел I. Теология
С.В. Корнев
Антропологические основания трансгуманизма в свете
православного учения о человеке
Ссылка на статью:
Корнев С.В. Антропологические основания трансгуманизма в свете православного учения о человеке // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 13–25. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_13
Аннотация: В статье выявлены антропологические и этические основы трансгуманизма как учения о преодолении страданий техническими средствами. Отмечается, что в основе антропологии трансгуманизма лежит функциональное понимание человека, при котором тело мыслится как одна из функций, которая может и должна быть модифицирована с целью улучшения человеческой природы. Показана фундаментальная несовместимость трансгуманистической антропологии с православным учением о человеке, для которого характерно признание онтологического единства души и тела и безусловной ценности последнего. Трансгуманистическая концеп- ция избавления от страданий сопоставлена с православным пониманием сущности скорбей, болезней и страданий. Подчеркивается, что страдания могут рассматриваться только как относительное зло в контексте цели человеческой жизни, то есть спасения. Сделана попытка определить критерии допустимости трансгуманистических практик. Сделан вывод о невозможности диалога православия с трансгуманизмом без переосмысления трансгуманистами учения о человеке.
Ключевые слова: антропология, этика, человек, тело, природа человека, трансгуманизм, православие, богословие, страдания, болезни.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Аксёнов И. В. Трансгуманизм как проблема философской и религиозной антропологии: автореф дис. … канд. филос. наук: 09.00.13 / Аксёнов Игорь Викторович, НГПУ им. К. Минина. СПб., 2016. 22 с.
2. Ермилов К. А. Постчеловек, искусственное тело и пределы трансгуманизма // Acta Eruditorum. 2021. № 37. С. 47–50. DOI: 10.25991/AE.2021.2.37.002.
3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы к Антиохийскому народу о статуях // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: В 12 т. Т. 2. СПб.: Изд-во СПбДА, 1896. С. 5–247.
4. Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / пер. прот. П. Преображенского, Н. И. Сагарды. 2-е изд., испр. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. 640 с.
5. Ковба Д. М., Грибовод Е. Г. Теоретические аспекты феномена трансгуманизма: основные направления // Дискурс-Пи. 2019. Т. 16. № 3 (36). С. 38–52.
6. Ларше Ж.-К. Человеческое тело в свете православного вероучения / пер. с фр. У. С. Рахновской. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2021. 128 с.
7. Летов О. В. Трансгуманизм и этика // Культурология. 2008. № 4 (47). С. 18–30. EDN KAPZSV.
8. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию / пер. с греч., предисл. и коммент. А. И. Сидорова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сибирская Благозвонница, 2021. 976 с.
9. Немезий Эмесский. О природе человека / пер. с греч. Ф. С. Владимирского, сост., посл., общ. ред. М. Л. Харькова. М.: Канон+; Реабилитация, 2011. 464 с.
10. HuXley J. New Bottles for New Wine. London: Chatto and Windus, 1957. 319 p.
11. Post- and Transhumanism: An Introduction / by eds. Robert Ranisch and Stefan L. Sorgner. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2014. 313 p.
Данные об авторе:
Корнев Сергей Владимирович;
Место учебы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Электронный адрес: c_k_2016@inbоx.ru
Читать статью (pdf)
А.А. Маслов, священник А.В. Кузьмин
Подлинное существование человека по учению преподобного Симеона Нового Богослова
Ссылка на статью:
Маслов А.А., Кузьмин А.В., свящ. Подлинное существование человека по учению преподобного Симеона Нового Богослова // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 26–46. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_26
Аннотация: В статье раскрываются основные аспекты учения преподобного Симеона Нового Богослова об обожении в ракурсе проблематики подлинного и неподлинного существования человека. Проводится анализ этого учения в сравнении с размышлениями некоторых представителей современной философии и социологии. Также раскрывается понятие «мистика», дается оценка учению современной философии о подлинности и неподлинности существования человека, разграничиваются понятия «экзистенция» и «обожение». В статье приводятся характеристики подлинного и неподлинного существования человека с позиции христианского учения святого Симеона и с точки зрения некоторых представителей философии и социологии. Делается вывод, что экзистенция и обожение — это не одно и то же; говорится, что неподлинное существование проявляется в форме имитации, забвения, а подлинное — в зрении истины, Божественного Света, Бога. Главными же признаками подлинного существования являются покаяние человека и вопрошание (молитва)(см.: Евр. 5:7–9), а неподлинного — гордыня и забвение, которые были причинами падения первого человека, Адама.
Ключевые слова: восточная мистика, обожение, подлинное существование человека, неподлинное существование человека, экзистенция, имитация, свобода, покаяние, гордыня.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2011. 1369 с.
2. Аверкий (Таушев), архиеп. «Духовность» и «душевность» // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Averkij_Taushev/duhovnost-i-dushevnost/ (дата обращения: 21.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. 238 с.
4. Гумилевский И., свящ. Учение святаго апостола Павла о душевном и духовном человеке. Сергиев Посад: Типография И.И. Иванова, 1913. 211 с.
5. Десницкий А.С. Новое слово Симеона из Галаты // Правмир. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/Xristianin-maksimalist- pochemu-prepodobnyj-simeon-ne-skryval-svoego-duXovnogo-opyta/ (дата обращения: 21.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Думинская М.В. Проблема обретения подлинной самоидентичности в процессе экзистенциального становления личности // Идеи и идеалы. 2016. № 2 (16), Т. 2. С. 11–19.
7. Зигабен Е. Толкование Евангелия от Матфея. Глава 15 // Святоотеческое наследие: Православная онлайн-библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/evfimij-zigaben/tolkovanie-evangeliya-ot-matfeya/tXt15.html (дата обращения: 22.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Иларион (Алфеев Г.В.), митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. 7-е изд. М.: Познание; Изд-во Московской Патриархии, 2017. 448 с.
9. Калинин М. Что такое мистика // Magisteria. Курс «Место ясности. Восточносирийская христианская мистика». [Электронный ресурс]. URL: https://magisteria.ru/place-of-clarity-east-syrian-christianmysticism/what-is-mystics (дата обращения: 21.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
10. Корнаракис И. Фантастический христианин в сравнении со святоотеческим человеком / пер. с греч. и прим. архимандрита Симеона (Гагатика). Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2018. 160 с.
11. Лега В.П. История западной философии: В 2 ч. Ч. 2: Новое время. Современная западная философия. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 528 с.
12. Лифинцева Т.П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера // История философии. 1997. № 1. Электронная библиотека Института философии РАН. [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/articles/ document/HASH019d27f954175d3726daee71 (дата обращения: 24.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус. С. 48–58.
13. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В.А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. Сергиев Посад: Изд-во СвятоТроицкой Сергиевой Лавры, 2012. 586 с.
14. Любохонская О.В. Аналитика экзистенциального у С. Кьеркегора и Максима Исповедника // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. № 3. КиберЛенинка: Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analitikaekzistentsialnogo-u-s-kierkegora-i-maksima-ispovednika (дата обращения: 21.10.2023). Яз. рус. С. 9–18.
15. Маркузе Г. Одномерный человек / пер. А. Юдина. М.: REFL-book, 1994. 368 с.
16. Наумов Д.А. Исихастская мистическая традиция в восточнохристианской богословской мысли // Вестник ЧелГУ. 2004.
№ 1. С. 55–63. КиберЛенинка: Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ isihastskaya-misticheskaya-traditsiya-v-vostochnohristianskoybogoslovskoy-mysli (дата обращения: 22.07.2023). Яз. рус.
17. Перлик А.А. Важные аспекты учения прп. Симеона Нового Богослова // Православная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://pravlife-org.turbopages.org/turbo/pravlife.org/s/ru/content/ vazhnye-aspekty-ucheniya-prp-simeona-novogo-bogoslova (дата обращения: 22.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
18. Побирченко Е.М. Мистика Симеона Нового Богослова // Вестник ЧелГУ. 2003. № 2. С. 92–103. КиберЛенинка: Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mistika-simeona-novogo-bogoslova (дата обращения: 22.07.2023). Яз. рус.
19. Побирченко Е.М. Тема обожения в мистической антропологии Симеона Нового Богослова // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2003. № 2 (16). С. 165–168. КиберЛенинка: Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-obozheniya-vmisticheskoy-antropologii-simeona-novogo-bogoslov... (дата обращения: 22.07.2023). Яз. рус.
20. Ритцер Дж. Современные социологические теории / пер. с англ. А. Бойков, А. Лисицына. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
21. Симеон (Куцас), митр. Особенности богословского учения прп. Симеона Нового Богослова // Православный апологет. [Электронный ресурс]. URL: https: https://apologet.spb.ru/ru/871.html (дата обращения: 21.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
22. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В русском переводе: В 3 т. Т. 1. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. 498 с.
23. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В русском переводе: В 3 т. Т. 3. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. 348 с.
24. Солодов Н., свящ. Христианин-максималист. Почему преподобный Симеон не скрывал своего духовного опыта? // Правмир. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir.ru/Xristianin-maksimalist- pochemu-prepodobnyj-simeon-ne-skryval-svoego-duXovnogo-opyta/ (дата обращения: 22.07.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
25. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.
Данные об авторах:
Маслов Алексей Анатольевич;
Место учебы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
majority@mail.ruСвященник Александр Валерьевич Кузьмин;
Степень, звание: кандидат философских наук;
Должность: старший преподаватель кафедры богословия, младший научный сотрудник;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
ortodoxotvet@gmail.comORCID: 0000-0003-2623-8562
Читать статью (pdf)
Иеромонах Герман (Лытус А.С.), Д.М. Соколова
Русская Православная Церковь в мультикультурном государстве: пример Австралийского Союза
Ссылка на статью:
Герман (Лытус А.С.), иером., Соколова Д.М. Русская Православная Церковь в мультикультурном государстве: пример Австралийского Союза // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 47–61. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_47
Аннотация: В статье дается краткая характеристика духовной ситуации в Австралийском Союзе. Первые православные Литургии в данном регионе были отслужены корабельными священниками для моряков, совершавших кругосветные путешествия. Стационарные храмы на этой территории возникли в первой трети XX века, когда в Австралию перебралось значительное количество беженцев из России. Расцвет православия на австралийской земле связан с установлением коммунистической власти и началом гонений на христиан в Китае. Многие русские, осевшие там после революции 1917 года, были вынуждены вновь искать безопасное место проживания. В настоящее время православные храмы есть во всех крупных городах Австралии. Православные общины ведут активную духовнопросветительскую деятельность и включают в себя не только потомков русских переселенцев, но и представителей других национальностей.
Ключевые слова: православие в Австралии, религии в Австралии, русские эмигранты, социально-культурное значение русского православного прихода.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
1. Бландов А. А. Комплектование российского флота православным духовенством в XVIII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. (Серия «История».) 2013. № 4. С. 153–160.
2. Васильева В. Э. Русский Кентлин // Актуальные проблемы востоковедения: Материалы IX Международной научно-практической конференции по востоковедению, Хабаровск, 20 марта 2020 года. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. С. 201–206.
3. Георгий (Шейфер), архиепископ Сиднейский и АвстралийскоНовозеландский // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/11812. html (дата обращения: 22.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Дроботушенко Е. В. Русский православный Свято-Николаевский приход в Брисбене (Австралия): к истории первоначального существования // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ–XXI веков: Материалы XVIII Международной научной конференции, Иваново, 03–04 апреля 2019 года. Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. С. 82–87.
5. Каневская Г. И. «Заселить или погибнуть»: Иммиграционная политика Австралии (XIX — начало XXI веков). Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2017. 94 с.
6. Каневская Г. И. Исход русских из Китая (по воспоминаниям русских австралийцев) // Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2008. № 2. С. 125–132.
7. Каневская Г. И. Очерк русской иммиграции в Австралии // Россия и соотечественники. [Электронный ресурс]. URL: https://russkie. org/articles/pervye-russkie-v-avstralii/(датаобращения: 02.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Каневская Г. И. Русская иммиграция и российско-австралийские отношения (к 200-летию установления контактов между Россией и Австралией) // Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2007. № 5. С. 65–74.
9. Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики / под ред. М. Б. Погребинского и А. К. Толпыго. М.: Весь Мир, 2013. 400 с.
10. Официальная страница Русской Православной Церкви Заграницей в Австралии и в Новой Зеландии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hristianstvo.ru/orthodoXy/countries/australia/(дата ращения: 14.06.2023). Загл. с экрана. Яз. англ., рус.
11. Ряполов В. В. На службе Богу и Отечеству: К 135-летию протопресвитера Александра Шабашева // Четыре пера: Независимый общественно-политический портал г. Воронежа. [Электронный ресурс]. URL: http://4pera.com/news/history/na_sluzhbe_bogu_i_rossii/(дата обращения: 02.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Скоробогатых Н. С., Стельмах В. Г. Роль Русской Православной Церкви Заграницей в складывании и сохранении культурного единства русской диаспоры в Австралии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2011. № 17. С. 367–389.
13. Population of Australia // Australian Bureau of Statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://www.abs.gov.au/statistics/people/population (дата обращения 01.06.2023). Загл. с экрана. Яз. англ.
14. Protopopov M. A. The Russian OrthodoX presence in Australia: The History of a Church told from recently opened archives and previously unpublished sources. Roma: Australian Catholic University, 2005. 443 p.
15. Religious affiliation in Australia. EXploration of the changes in reported religion in the 2021 Census // Australian Bureau of Statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://www.abs.gov.au/articles/religious-affiliation-australia (дата обращения 01.06.2023). Загл. с экрана. Яз. англ.
16. Tamis A. M. Greek OrthodoXy in Australia // The encyclopedia of religion in Australia. Melbourne, VIC: Cambridge University Press, 2009. pp. 477–492.
Данные об авторах:
Иеромонах Герман (Лытус Андрей Сергеевич);
Степень, звание: кандидат богословия;
Должность: Проректор по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры Церковной истории;
Степень, звание: кандидат философских наук;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
lytus@mail.ruORCID: 0000-0001-9464-8809
Соколова Дина Михайловна;Должность: старший преподаватель кафедры богословия;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
felkon.87@mail.ruORCID: 0000-0001-6715-5822
Читать статью (pdf)
Раздел II. Философия
Ю.М. Дуплинская
Доктрина эволюционирующего человечества в перспективе развития High-Hume технологий: критический анализ
Ссылка на публикацию:
Дуплинская Ю.М. Доктрина эволюционирующего человечества в перспективе развития High-Hume технологий: критический анализ // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 62–79. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_62
Аннотация: Констатируется, что тема отношений между наукой и религией вновь обретает актуальность, поскольку наука начинает претендовать на статус некоей новой «религии ХХI века». Эволюционная парадигма, перерастая рамки науки, начинает трансформироваться в нечто наподобие новой религиозной идеологии. Наука пытается создавать проекты спасения человечества и проекты бессмертия, конкурирующие с традиционными религиями. Пример тому — технопроект, известный под названием трансгуманизм, целью которого провозглашается совершенствование человека на основе новейших технологий и переход от человечества к «высшей расе» — постчеловечеству. Констатируется своеобразная конвергенция между неооккультными учениями об эволюции человеческих рас и встречными интенциями со стороны науки. Доказывается, что благие намерения по усовершенствованию homo sapiens при помощи High-Hume технологий могут привести к нарушению тонкого баланса и срыву в один из противоположных полюсов психопатологии измененных состояний сознания. Анализируются перспективы техноэволюционного развития человечества в аспекте появления такого симптома шизофренических расстройств, как множественная личность. Делается вывод, что деструктивные изменения психики будут происходить не в русле единой магистрали, а в полярно противоположных направлениях: 1) в направлении упрощения человеческой личности, когда осмысленные действия низводятся до автоматизмов машинообразного поведения; 2) в направлении чрезмерного усложнения психики, порождающего симптоматику шизофренического расщепления.
Ключевые слова: эволюционная парадигма, техноэволюция, трансгуманизм, психопатология измененных состояний сознания.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями. М.: Эксмо, 2018. 1296 с.
2. Берг Л. С. Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей. Петроград: Гос. изд-во, 1922. 306 с.
3. Бергсон А. Материя и память // Собрание сочинений / пер. с франц. В 4 т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. 336 с.
4. Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. М.: Прайм-Еврознак, 2007. 114 с.
5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. 496 с.
6. Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород: Изд-во Братства св. князя Александра Невского, 2003. 813 с.
7. Дуплинская Ю. М., Фриауф В. А. Проблема сложности мироздания в полемическом диалоге между наукой и теологией // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2018. Т. 18. Вып. 4. С. 371–377.
8. Коллинз Ф. Доказательство Бога. Аргументы ученого. М.: 2008. 216 c.
9. Лейнг Р. Д. Разделенное Я. Киев: Государственная библиотека Украины, 1995. 317 с.
10. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 496 с.
11. Проект «Бессмертие‒2045». Русский опыт // Живой журнал. [Электронный ресурс]. URL:
https://luckyea77.livejournal.com/1803.html (дата обращения: 03.09.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Россия 2045: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.2045.ru/(дата обращения: 03.09.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
13. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. 639 с.
14. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. М.: АСТ, 2007. 413 с.
15. Флоровский Г., прот. Восточные отцы Церкви / под ред. А. Гопаченко. М.: АСТ, 2005. 640 с.
16. Фрейд З. Я и Оно / пер. с нем. Л. Голлербаха, И. Ермакова. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 160 с.
17. Хант Г. О природе сознания / пер. с англ. А. Киселева. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2004. 555 с.
18. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел / пер. с англ. М. Кононова. СПб.: Амфора, 2013. 208 с.
19. Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории / пер. с англ. В. Васильева. М.: УРСС, 2015. 512 с.
20. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Колибри, 2020. 1056 с.
21. Kauffman S. The origins of Order. NY.: OXford University Press, 1993. 709 р.
22. Lacan J. Le Stade du miroir comme formateur de la fonction du Je: telle qu'elle nous est révélée dans l'expérience psychanalytique. Revue française de psychanalyse. Octobre 1949. pp. 449–455.
23. More М. Technological self-transformation: EXpanding personal extropy // EXtropy: The Journal of Transhumanist Thought. LosAngeles, 1993. Vol. 4. no. 2. pp. 275–291.
Данные об авторе:
Дуплинская Юлия Михайловна;
Ученая степень, звание: доктор философских наук, доцент;
Должность: профессор кафедры теоретической и социальной философии;
Место работы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Вольская, 10 А;
С.П. Гурин
Феномен юродства. Обзор современной литературы. Т. Горичева
Ссылка на статью:
Гурин С.П. Феномен юродства. Обзор современной литературы. Т. Горичева // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 80–107. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_80
Аннотация: В статье продолжен начатый в предыдущих статьях автора обзор современной российской литературы (после 1991 года), посвященной исследованию феномена юродства Христа ради. Юродивые — это чин святых Православной Церкви, которые несли особый духовно-аскетический подвиг, заключавшийся в отказе от общепринятых норм жизни и принятии ради смирения особого образа поведения, внешне напоминающего поведение человека, лишенного рассудка. Юродство Христа ради — это редкая форма святости, специфическая, исключительная. Юродство Христа ради имеет исторические и культурные рамки. Это феномен православия, главным образом русского православия Средних веков. Проводится сравнение православия и постмодернизма. В отличие от православия, постмодернизм отвергает любую иерархию как в обществе, так и в бытии, отрицает абсолютное бытие и, тем более, личностный Абсолют.
Ключевые слова: Т. М. Горичева, литература, православие, юродство, юродивые и юродствующие, святость, постмодернизм, цинизм, апофатика, исихазм.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности / пер. А. М. Руткевич. М.: Канон, 2012. 208 с.
2. Горичева Т. М. Блажен иже и скоты милует. Любляна: LOGOS, 2010. 251 с.
3. Горичева Т. М. Говорящие «да». М.: Экологическая палата России, 2020. 192 с.
4. Горичева Т. М. Дочери Иова. Христианство и феминизм. СПб.: Алга-Фонд; Ступени, 1992. 64 с.
5. Горичева Т. М. Молчание животных. СПб.: Самиздат, 2008. 93 с.
6. Горичева Т. М. О священном безумии. Христианство в современном мире: философские эссе. СПб.: Алетейя, 2015. 581 с.
7. Горичева Т. М. Православие и постмодернизм. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. 64 с.
8. Горичева Т. М. Святые животные. СПб.: Высшая религиознофилософская школа, 1993. 52 с.
9. Горичева Т. М. Христианство и современный мир. СПб.: Алетейя; Ступени, 1996. 298 с.
10. Дробышев В. Н. Феноменология апофазиса. СПб.: РХГА, 2014. 242 с.
11. Зенкин С. H. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. М.: РГГУ, 2012. 537 с.
12. Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. 448 с.
13. Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994. 240 с.
14. Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский. М.: ПСТГУ, 2016. 312 с.
15. Лосский В. Н. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита // Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 163–172.
16. Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. 759 с.
17. Михайлова М. В. Апофатика в постмодернизме // Символы, образы, стереотипы современной культуры. СПб.: Эйдос, 2000. С. 166–179.
18. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. 176 с.
19. Петрунин В. В. Политический исихазм и его традиции в социальной концепции Московского Патриархата. СПб.: Алетейя, 2009. 164 с.
20. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург; М.: У-Фактория; АСТ МОСКВА, 2009. 800 с.
21. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. 248 с.
22. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Сергиев Посад: СвятоТроицкая Сергиева лавра, 2006. 400 с.
23. Филоненко А. С. «Минимальная религия»: постмодернистская апофатика или утопический реализм? // Богослов.ru. [Электронный ресурс]. URL:
https://bogoslov.ru/article/2257458?ysclid=lfb3swgr gl283970817 (дата обращения: 5.09.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
24. Хоружий С. С. Исихазм и «политический исихазм»: к уточнению понятий // Институт синергийной антропологии. [Электронный ресурс]. URL:
https://synergia-isa.ru/biblioteka/biblioteka-horuzhij/ #H (дата обращения: 04.09.2023). Загл. с экрана.
25. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1998. 352 с.
26. Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 53–68.
27. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М.: ВЛАДОС, 1995. 208 с.
28. Шмалий В., свящ. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия. Т. 3. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2001. C. 134–140.
Данные об авторе:
Гурин Станислав Петрович;
Степень, звание: доктор философских наук, профессор;
Должность: старший преподаватель кафедры богословия;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Должность: профессор кафедры философии и методологии науки;
Место работы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Вольская, 10 А;
Электронный адрес: gurin-sp@yandex.ru
Читать статью (pdf)
М.О. Орлов, Д.А. Маслов
Обожение как смысл жизни
Ссылка на статью:
Орлов М.О., Маслов Д.А. Обожение как смысл жизни // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023.
№ 4 (23). С. 108–127. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_108
Аннотация: В мировоззренческой системе любого человека вопрос о смысле жизни является центральным. Однако, если для человека, не являющегося христианином, истина, осмысляющая жизнь, является чем-то неизвестным, и поэтому движение к ней происходит откуда-то с периферии, то в системе мировоззрения христиан смыслообразующая истина, которой является Христос, известна изначально, и поэтому путь осмысления окружающего мира и себя в нем кардинально противоположен: отталкиваясь от этой Истины, человек переосмысливает весь свой ценностный ряд в свете христианской веры. Это ценностно изменяет характер самой топологии мира — Христос становится жилищем, одеждой, пищей христианина. Такой метаморфосис возможен еще и ввиду различия специфики пути постижения смысла жизни верующим и не верующим во Христа человеком. Для христианина это не просто процесс рационального и эмпирического познания, но то, что в восточном христианстве с первых веков его существования именовалось об!ожением — приобретением человеком Божественных свойств через приобщение естеству Бога по благодати. Обожение охватывает все стороны христианского вероучения — догматику, сотериологию, эклезиологию, аскетику и другие, все сферы христианской жизни — личную, семейную, гражданскую. Все это возможно потому, что обожение для человека обусловлено онтологически — к нему был призван как к своему назначению первый человек — Адам. Теперь, когда Второй Адам — Христос — восстановил падшее естество человека, быть призванным к обожению означает быть прежде всего христианином. Задача данной статьи — проследить онтологическую связь между мировоззренческой категорией «смысл жизни» и обожением, а также раскрыть сущность обожения и особенности его обретения.
Ключевые слова: обожение, приобщение Божественному естеству, вечнобытие, благобытие, смысл жизни, объективное благо, субъективное благо, абсолютное благо, благодать Божия, любовь (αγάπη), Евхаристия.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями. М.: Эксмо, 2018. 1296 с.
2. Бердяев Н. А. Дух и реальность: основы богочеловеческой духовности. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2011. 512 с.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека. Париж: Современные записки, 1931. 320 с.
4. Григорий Богослов, свт. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе // Электронная библиотека Bookscafe.net. [Электронный ресурс]. URL: https://bookscafe.net/book/bogoslov_grigoriyslovo_30_o_bogoslovii_chetvertoe_o_boge_syne_vtoroe-2226... (дата обращения: 20.09.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Электронная библиотека Bookscafe.net. [Электронный ресурс]. URL: https://bookscafe. net/book/nisskiy_grigoriy-ob_ustroenii_cheloveka-171972.html (дата обращения: 20.09.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 384 с.
7. Добротолюбие: В 12 т. Т. 6: Св. Максим исповедник. Умозрительные и деятельные главы. М.: Московское Подворье СвятоПантелеимонова монастыря, 1993. 489 с.
8. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 12: Братья Карамазовы. М.: Правда, 1982. 544 с.
9. Зеньковский В. В., прот. История русской философии. М.: Академический Проект; Раритет, 2001. 880 с.
10. Иоанн (Булыко), иером. Учение об обожении в богословии Православной Церкви // Международный электронный научный журнал Studia Humanitatis. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://st-hum. ru/content/ieromonah-ioann-bulyko-uchenie-ob-obozhenii-v-bogosloviipravoslavnoy-cerkvi (дата обращения: 19.09.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
11. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. 336 с.
12. Лосский В. Н. Боговидение. Минск: Белорусский Экзархат, 2007. 496 с.
13. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев: Изд-во им. святителя Льва папы Римского, 2004. 504 с.
14. Лосский В. Н. По образу и подобию // Предание.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://predanie.ru/book/72701-po-obrazui-podobiyu-drugie-stati/(дата обращения: 19.09.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
15. Льюис К. С. Настигнут радостью // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/fiction/nastignut-radostyu/(дата обращения: 28.10.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
16. Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. Клин: Христианская жизнь, 2005. 448 с.
17. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте: Психологическая топология пути. М.: Ad Marginem, 1995. 549 с.
18. Мейендорф И., прот. Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М.: Эксмо: ПСТГУ, 2013. 832 с.
19. Миссиология: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. 400 с.
20. Несмелов В. И. Наука о человеке. Казань: Центральная типография, 1906. 440 с.
21. Никанор (Каменский), еп. Святой Афанасий Великий и его избранные творения. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2014. 240 с.
22. Олесницкий М. А. Нравственное богословие // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Markellin_ Olesnickij/nravstvennoe-bogoslovie/(дата обращения: 31.07.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
23. Патракова А. П. От секулярной антропологии безопасности к христианской антропологии общения // Вестник Свято-Филаретовского института. 2015. № 16. С. 36–48 // КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-sekulyarnoyantropologii-bezopasnosti-k-hristianskoy-antropologi... (дата обращения: 06.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
24. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.
25. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: в русском переводе: В 3 т. Т. 1. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 498 с.
26. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 432 с.
27. Флоровский Г. В., прот. Восточные отцы V–VIII веков. М.: Паломник, 1992. 262 с.
28. Франк С. Л. О смысле жизни // Электронная библиотека Bookscafe. net [Электронный ресурс]. URL: http://bookscafe.net/book/frank_ semen-o_smysle_zhizni-204637.html (дата обращения: 03.08.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
29. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нон-фикшн, 2012. 239 с.
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 283 с.
31. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
32. Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон, 2013. 336 с.
Данные об авторах:
Орлов Михаил Олегович;
Степень, звание: доктор философских наук, доцент;
Должность: заведующий кафедрой теологии и религиоведения, декан философского факультета;
Место работы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов;
Электронный адрес: orok-saratov@mail.ru
ORCID: 0000-0001-7312-5881
Маслов Дмитрий Анатольевич;
Место учебы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
serebrist_81@mail.ru
Читать статью (pdf)
Раздел III. История
С.А. Максимов
Письмо к Авиту блаженного Иеронима Стридонского и Послание к Мине императора Юстиниана Великого как материал для выявления структуры первой книги трактата Оригена «О началах»
Ссылка на статью:
Максимов С.А. Письмо к Авиту блаженного Иеронима Стридонского и Послание к Мине императора Юстиниана Великого как материал для выявления структуры первой книги трактата Оригена «О началах» // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 128–163. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_128
Аннотация: В статье производится анализ цитат из трактата Оригена «О началах», приводимых в Письме к Авиту блаженного Иеронима Стридонского и Послании к Мине императора Юстиниана Великого. Обобщаются выводы предшествующих исследований, касающихся изучения проблемы достоверности латинских переводов трактата Оригена «О началах», выполненных Руфином и блаженным Иеронимом. Автор статьи предлагает ряд уточнений в отношении оценки достоверности латинских переводов трактата. Предпринимается попытка сопоставить цитаты из двух антиоригенистских источников с текстом первой книги латинского перевода Руфина Аквилейского. Для некоторых мест первой книги трактата предлагается гипотетическая реконструкция оригинального текста. Сопоставляется последовательность материала, представленного в латинском переводе Руфина, с порядком изложения Письма к Авиту блаженного Иеронима Стридонского. На основании данного сопоставления, а также содержания Послания к Мине императора Юстиниана Великого производится попытка уточнить авторскую структуру первой книги произведения.
Ключевые слова: Ориген, трактат «О началах», блаженный Иероним Стридонский, Юстиниан Великий, Руфин Аквилейский, латинский перевод, структурная интерпретация.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
Источники:
1. Деяния Вселенских Соборов: В 7 т. Т. 5. Казань, 1913. 324 с.
2. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя, 2002. 854 с.
3. Иероним Стридонский, блж. Творения: В 17 т. Т. 3. Киев: Киевская Духовная Академия, 1880. 412 с.
4. Иероним Стридонский, блж. Творения: В 17 т. Т. 4. Киев: Киевская Духовная Академия, 1880. 369 с.
5. Иероним Стридонский, блж. Творения: В 17 т. Т. 5. Киев: Киевская Духовная Академия, 1879. 481 с.
6. Ориген. Творения Оригена, учителя Александрийского, в русском переводе. О началах. Казань: Изд-во Казанской Духовной Академии, 1899. 386 с.
7. Acta Conciliorum Oecumenicorum. Tomus tertius / ed. E. Schwartz. Berlin: Walter de Gruyter, 1965. pp. 189–214.
8. Delarue Ch., Delarue V. Origenis Opera omnia Quae Graece vel Latine tantum exstant. Paris: Typis Jacobi Vincent, 1733. 320 p.
9. Jérôme, Saint. Lettres. Tome VII / ed. J. Labourt. Paris: Les Belles Lettres, 1961. 385 p.
10. Origen. On First Principles. Volume I and II / ed. arch. J. Behr. OXford: OXford University Press, 2017. 800 p.
11. Origene. I Principi. A cura di M. Simonetti. Torino: UTET, 1968. 611 p.
12. Origène. Traité des Principes. Tome II (Livres I et II). Commentaire et fragments (SC; vo. 253). Paris: Les Éditions du Cerf, 1978. 257 p.
13. Origenes. Commentarii in Epistulam ad Romanos. Römerbrief-kommentar. Vol. 5 / ed. and transl. T. Heither. Fontes christiani, 2/5. Freiburg: Herder, 1996. 314 p.
14. Origenes. Werke. Bd. 5: De Principiis / ed. P. Koetschau. Leipzig: Akademie Verlag, 1913. (GCS; Bd. 22). 583 p.
15. Pamphile et Eusèbe de Césarée. Apologie pour Origène, suivi de Rufin d’Aquilée, Sur la falsification des livres d’Origène / ed. R. Amacker et É. Junod. T. 1. Paris: Les Éditions du Cerf, 2002. 337 p.
16. Paris, Bibliothèque de l’Arsenal. MS Latin 293.
17. Tirannio Rufino. Apologia. A cura di M. Simonetti. Alba: Edizioni Paolino, 1957. 363 p.
18. Vatican, Biblioteca Apostolica Vaticana. MS Vat. Lat. 355.
Литература:
19. Серегин А.В. Гипотеза множественности миров в трактате Оригена «О началах». М.: ИФ РАН, 2005. 200 с.
20. Bardy G. Recherches sur l'histoire du texte et des versions latines du De Principiis d'Origène. Paris: É. Champion, 1923. 218 p.
21. Crouzel H. Jérôme traducteur du Peri Archôn d’Origène// Jérômeentre l’Occident et l’Orient / ed. Y.-M. Duval. Paris: Études Augustiniennes, 1988. pp. 153–161.
22. Crouzel H. Les Personnes de la Trinité sont-elles puissance inégale selon Origène, Peri Archon I. 3, 5–8? // Gregorianum. Vol. 57. No. 1. 1976. pp. 109–125.
23. Crouzel H. Les prologues de Rufin à ses traductions d’Origène // Storia ed esegesi in Rufino di Concordia. Udine: Arti Grafiche Friulane, 1992. pp. 109–120.
24. Crouzel H. Rufino traduttore del «Peri Archon» di Origene // Rufino di Concordia e il suo tempo. Vol. I. Udine: Arti Grafiche Friulane. 1987. pp. 29–39.
25. Fernandez S. Gli interventi dottrinali di Rufino nel De Principiis di Origene // L’Oriente in Occidente. L’Opera di Rufino di Concordia/ed. M. Girolami. Brescia, 2014. pp. 27–44.
26. Grappone A. Omelie origeniane nella traduzione di Rufino. Un confronto con i testi greci. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2007. 416 p.
27. Grappone A. Omelie tradotte e/o tradite? // L’Oriente in Occidente. L’Opera di Rufino di Concordia / ed. M. Girolami. Brescia, 2014. pp. 59–115.
28. Kettler F. H. Der ursprüngliche Sinn der Dogmatik des Origenes. Berlin: Walter de Gruyter, 1966. 68 p.
29. Pace N. Ricerche sulla traduzione di Rufino nel «De Principiis» di Origene. Firenze: La Nuova Italia, 1990. 240 p.
30. Pace N. Un passo discusso della traduzione rufiniana del “Peri Archon” di Origene (I 6, 2) // Storia ed esegesi in Rufino di Concordia. Udine: Arti Grafiche Friulane, 1992. pp. 199–220.
31. Prinzivalli E. L’originale e la traduzione di Rufino // Origenes. Werke. Bd. XIII. Die neuen Psalmenhomilien. Eine kritische Edition des Codex Monacensis Graecus 314. Berlin: Walter de Gruyter, 2015. pp. 35–58.
32. Rius-Camps J. Localisation à l’intérier du De Principiis d’OrigèneRufin de certains extraits sur les êtres raisonnables conservés par Jérôme // Vigiliae Christianae. 41. 1987. pp. 209–225.
33. Sfameni Gasparro J. Il problema delle citazioni del Peri Archon nella Lettera a Mena di Giustiniano // Origeniana Quarta. Die Referate des 4. Internationalen Origeneskongress (Innsbruck, 2–6 September 1985) / ed. Lothar Lies. Tyrolia — Werlag: Innsbruck — Wien: 1987. pp. 54–75.
34. Sfameni Gasparro J. Aspetti della controversia origeniana: le traduzioni latine del Peri Archon // Augustinianum. XXVI, 1–2. 1986. pp. 191–205.
35. Winkelmann F. Einige Bemerkungen zu den Aussagen des Rufinus von Aquileia und des Hieronymus über ihre Übersetzungstheorie und – methode // Kyriakon. Vol. II. Festschrift Johannes Quasten. Münster: Verlag Aschendorff, 1970. pp. 532–547.
Данные об авторе:
Максимов Сергей Александрович;
Место учебы: Московская духовная академия;
Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра
Публикации
Протоиерей В.В. Лавринов
Судьба григорианского архиерея: митрополит Виссарион (Зорнин) (по материалам архивноследственного дела)
Ссылка:
Лавринов В.В., прот. Судьба григорианского архиерея: митрополит Виссарион (Зорнин) (по материалам архивноследственного дела) // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 164–189. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_164
Аннотация: Одной из структур, на которые распалась в 1920-х годах Российская Православная Церковь, являлся Временный высший церковный совет (ВВЦС), в наше время обычно именуемый григорианским расколом, который некоторыми исследователями приравнивается к обновленчеству. На наш взгляд, подобный подход является не вполне объективным, а ВВЦС скорее можно отнести к правой оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) наряду с иосифлянами, «истинно-православными христианами» и «непоминающими».
Основанное в 1925 году, данное течение просуществовало около двенадцати лет и в 1937 году было разгромлено органами госбезопасности, что сопровождалось физическим уничтожением подавляющего большинства его деятелей. Предлогом для этого стало сфабрикованное чекистами дело о так называемой Всесоюзной антисоветской церковной организации, якобы возглавлявшейся руководителем Московской Патриархии митрополитом Сергием (Страгородским), руководителем обновленческой церкви митрополитом Виталием (Введенским) и председателем Высшего церковного совета митрополитом Виссарионом (Зорниным). При этом первые двое из перечисленных деятелей репрессиям не подверглись — надо полагать, из-за того, что у чекистов в отношении них были другие планы. ВЦС значительно уступал по численности последователям митрополита Сергия (Страгородского) и обновленцам, и, очевидно, органы признали нецелесообразным его дальнейшее использование во внутрицерковной борьбе.
За весь период существования ВВЦС/ВЦС его возглавляли лишь два человека: митрополиты Григорий (Яцковский; 1925–1932) и Виссарион (Зорнин; 1932–1937), причем второй известен относительно мало. Небезынтересную информацию о нем содержит следственное дело 1937 года, ныне находящееся в Центральном архиве ФСБ России, материалы которого до настоящего времени нигде не публиковались. В настоящей работе, в частности, помещается полный текст весьма объемного протокола допроса архиерея из этого дела, от 20 октября 1937 года.
Митрополит Виссарион (Зорнин) был расстрелян 25 ноября 1937 года на основании постановления тройки УНКВД по Московской области. На сегодняшний день его жизнь и деятельность должны быть признаны заслуживающими дальнейшего изучения со стороны историков.
Ключевые слова: Временный высший церковный совет (григорианский раскол), митрополит Григорий (Яцковский), митрополит Виссарион (Зорнин/Зорин), репрессии против духовенства, следственное дело 1937 года, протокол допроса.
Список источников:
Скрыть Подробнее
Источники:
1. Бовкало А. А., Васильева Н. Ю., Липаков Е. В. Виссарион (Зорнин) // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 8. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2004. С. 545–547.
2. Дело по обвинению Зорина В. П. // Центральный архив ФСБ России. Д. Р-38959. Л. 1–152.
3. Дело по обвинению Холмогорцева П. Г. и др. (всего 22 чел.) // Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО). Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 24176. Л. 9–71, 80–162.
4. Иоасаф (Боев)//Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL:
https://drevo-info.ru/articles/5525. html (дата обращения: 12.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Иосиф (Петровых)//Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL:
https://drevo-info.ru/articles/15217. html (дата обращения: 12.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
Литература:
6. Лавринов В. В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925–1945). Екатеринбург: Общество любителей церковной истории, 2018. 608 с.
7. Мазырин А. В. Последнее дело и смерть «Митрополита Московского» Бориса (Рукина): к вопросу о его самоубийстве // Вестник ПСТГУ. (Серия «История. История Русской Православной Церкви».) 2014. № 57 (2). С. 90–97.
Данные об авторе:
Протоиерей Валерий Вениаминович Лавринов;
Степень, звание: кандидат исторических наук;
Должность: клирик;
Место работы: Храм-памятник на крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших Екатеринбургской епархии;
Российская Федерация, 620000, г. Екатеринбург, ул. Царская, 10;
Электронный адрес:
lavri-val@mail.ruORCID: 0009-0006-6506-404X
Читать статью (pdf)
Рецензии
М.В. Ковшов
Гомилетика и научная экзегеза Посланий к Колоссянам и Филимону (о новом комментарии серии Kerux)
Рецензия на книгу: Adam Copenhaver and Jeffrey D. Arthurs. Colossians and Philemon. Kerux Commentaries. Grand Rapids (MI): Kregel Ministry, 2021. 281 pp.
Ссылка:
Ковшов М.В. Гомилетика и научная экзегеза Посланий к Колоссянам и Филимону (о новом комментарии серии Kerux). Рец. на кн.: Adam Copenhaver and Jeffrey D. Arthurs. Colossians and Philemon. Kerux Commentaries. Grand Rapids (MI): Kregel Ministry, 2021. 281 pp. // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 4 (23). С. 190–195. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_190
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
Copenhaver A., Arthurs J. Colossians and Philemon. KeruX Commentaries. Grand Rapids (MI): Kregel Ministry, 2021. 281 p.
Данные об авторе:
Ковшов Михаил Всеволодович;
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: доцент кафедры библеистики;
Место работы: Московская духовная академия;
Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра;
Перервинская духовная семинария;
Российская Федерация, 109383, г. Москва, ул. Шоссейная, 82
ORCID: 0000-0003-0656-1135