Translation of the page into English
Текущий выпуск журнала
«Труды Саратовской православной духовной семинарии»
Раздел I. Теология
Протоиерей Д.Н. Полохов
Анализ текста Корана в свете данных истории
Ссылка на статью:
Полохов Д.Н., прот. Анализ текста Корана в свете данных истории // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 9–29. DOI: 10.56621/27825884_2023_21_9
Аннотация: Обращаясь к предположению некоторых исламских авторов о научно-исторической значимости Корана, автор предпринимает в настоящей статье попытку анализа ряда эпизодов Корана, претендующих на достоверное изложение исторических событий. В качестве примеров избраны описание использования казни через распятие в Египте во времена Иосифа, а также описание присутствия самаритянина в эпизоде исхода евреев из Египта.
В тексте представлены научная (преимущественно историко-культурная и текстологическая) критика, а также факты, опровергающие соответствие названных коранических эпизодов исторической реальности. Одновременно с тем кораническая картина мира противопоставляется библейской, представляющейся в аналогичных эпизодах более логичной и соответствующей историческому контексту. Анализируются также позиции исламских исследователей, стремящихся тем или иным способом нивелировать противоречия текста Корана исторической реальности.
Ключевые слова: ислам, Коран, текстология, распятие, самаряне, историко-критический метод.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Абу Ясин. Как Самаритянин мог жить во время Мусы (Моисея)? // Why Islam? Почему ислам? [Электронный ресурс]. URL: https://www.whyislam.to/forum/viewtopic.php?t=1839 (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
2. Аляутдинов Ш. Моисей и самаритянин // Umma.ru [Электронный ресурс]. URL: https://umma.ru/moisej-i-samarityanin (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Ас-Саади Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана: В 3 т. Т. 2 / пер. Э. Р. Кулиев. М.: Эксмо, 2014. 784 с.
4. Баранов Х. К. Большой арабско-русский словарь: В 2 т. Т. 1. М.: Живой язык, 2008. 643 с.
5. Библейская энциклопедия Брокгауза / сост. Ринекер Ф., Майер Г. М.: Российское библейское общество, 1999. 1120 с.
6. Введение в православное богословие: Учеб.-метод. пособие / сост. еп. Артемий (Кищенко) // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogosloviekishenko/4 (дата обращения: 16.08.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
7. Вся власть в руках фараона: как наказывали за преступления в Древнем Египте // ВВС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-48886773 (дата обращения: 21.08.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Геродот. История в девяти книгах / пер. и прим. Г. А. Стратановского, общ. ред. С. Л. Утченко. Л.: Наука, 1972. 600 с.
9. Гиргас В. Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. СПб.: Диля, 2006. 928 с.
10. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 2. М.: ГИИНС, 1958. 1960 с.
11. Долбе В. О скорости и маршруте передвижения путешественников середины XIII века на пути из Сарая-Бату в Каракорум и обратно // Библиотека Annales [Электронный ресурс]. URL: http://annales.info/step/dolbe/2karakorum.htm (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Зиновкин А. Самария. Столица Израильского царства // Библейская археология. [Электронный ресурс]. URL: http://biblicalarchaeology.ru/01-israel/data/samaria/html/info.html (дата обращения: 14.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
13. Использование слова «самаритянин» в Коране // Платформа Telegra.PH [Электронный ресурс]. URL: https://telegra.ph/Ispolzovanie-slova-Samarityanin-v-Korane-12–05 (дата обращения: 12.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
14. Коран онлайн. [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/20:87 (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
15. Кулиев Э. Р., Муртазин М. Ф. Корановедение: Учебное пособие. М.: Изд-во МИУ, 2010. 370 с.
16. Лявданский А. К., Барский Е. В. Есфири книга // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/190265.html (дата обращения: 21.03.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
17. Мецгер Б. М., Эрман Б. Д. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала / пер. с англ., 2-е изд., перераб. и доп. М.: ББИ, 2013. 405 с.
18. О самаритянине, упомянутом в Коране. Ответ критикам ислама // Социальная сеть «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-66005158_123 (дата обращения: 14.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
19. Об упоминании самаритянина в Коране. ANTI-SHUBOHAT // Социальная сеть «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-54715143_3290 (дата обращения: 12.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
20. Полохов Д. Н., прот. О некоторых вопросах историчности Корана // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 2 (17). С. 7–19. DOI: 10.56621/27825884_2022_17_7
21. Полохов Д. Н., прот., Пархоменко В. В., прот. О «научных» чудесах Корана // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2015. Вып. 9. С. 4–64.
22. Собственные имена // Dirasa.ru [Электронный ресурс]. URL: https://dirasa.ru/grammatika/sobstvennye-imena/(дата обращения: 01.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
23. Табак Ю. Распятие в еврейской традиции // Лехаим. [Электронный ресурс]. URL: https://lechaim.ru/ARHIV/228/tabak.htm#_ftnref12 (дата обращения: 16.08.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
24. Тахави, имам. Акыда Символ Веры. Казань: Иман, 2000. 39 с.
25. Хайбуллин И. Н. Краткое изложение грамматики арабского языка. Уфа: Салям, 2007. 516 с.
26. Харах М. Общесемитский корневой словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://slovar-axaz.org/component/content/article/7-gnezda/257-qlav.html (дата обращения: 17.08.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
27. Юревич Д., свящ. Проблема хронологии исхода в свете археологических данных // Христианское чтение. 2009. № 7–8. С. 93–117.
28. Юшманов Н. В. Грамматика литературного арабского языка / под. ред. И. Ю. Крачковского. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. 160 c.
29. Crucifixion // Encyclopaedia Britannica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/crucifixion-capital-punishment (дата обращения: 29.03.2021). Загл. с экрана. Яз. англ.
30. Quran Search // Quranic Arabic Corpus. [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.quran.com/search.jsp?q=pos%3Av+root%3ASlb (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с экрана. Яз. англ.
31. Richard B. The Qur’ān. Translated, with a critical re-arrangement of the Surahs. Vol. 1. Edinburgh: T.&T. Clark, 1937. 710 p.
32. Rubin U. Traditions in transformation. The Ark of the Covenant and the Golden Calf in Biblical and Islamic Historiography // Oriens. 2001. Vol. 36. pp. 196–214.
33. Tafsir Ibn Kathir. A compilation of the abridged. In the English language with arabic verses. Volumes 1–10. Darussalam: Indian Printed, 1979. 5698 p.
34. Zertal A. The Wedge-Shaped Decorated Bowl and the Origin of the Samaritans // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. No. 276 (Nov., 1989). pp. 77–84.
35. Самир‘Амад. Ас-самāрийун / Arab Encyclopedia. [Электронный ресурс]. URL: https://arab-ency.com.sy/ency/overview/6660/10 (дата обращения: 01.01.2022). Загл. с экрана. Яз. араб.
Данные об авторе:
Протоиерей Дмитрий Николаевич Полохов;
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: заведующий кафедрой богословия, проректор по научно-богословской работе;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес: polokhov@mail.ru.
ORCID: 0000-0001-6605-3461
Читать статью (pdf)
Епископ Варфоломей (Денисов А.А.), протоиерей В.В. Пархоменко
Рецепция устава святителя Василия Великого в Восточной и Западной Церквах
Ссылка на статью:
Варфоломей (Денисов А.А.), еп., Пархоменко В.В., прот. Рецепция устава святителя Василия Великого в Восточной и Западной Церквах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 30–54. DOI: 10.56621/27825884_2023_21_30
Аннотация: В статье представлена краткая история основных форм иноческой жизни. Показано, как под воздействием различных социальных и духовных причин преобладающим способом организации подвижничества стала киновия, или общежитие. Принципы существования киновии были впервые сформулированы преподобным Пахомием Великим и развиты святителем Василием Великим. Правила святителя Василия были положены в основание уставов общежительных православных монастырей и оказали значительное воздействие на формирование западного монашества.
Ключевые слова: аскетизм, история монашества, отшельничество, общежитие, монашеский устав, преподобный Пахомий Великий, святитель Василий Великий.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
Источники:
1. Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах // Творения: В 2 т. Т. 2: Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 155–222.
2. Григорий Богослов, свт. Слова. Слово 43 // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 2 т. Т. 1. СПб.: Изд. П. П. Сойкин, 1912. 680 с. // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/43 (дата обращения: 07.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Григорий Нисский, свт. Послание о жизни преподобной Макрины // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/poslanie-o-zhizni-prepodobnojmakriny/(дата обращения: 07.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Григорий Нисский, свт. Слово на день памяти Василия Великого, родного брата // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/slovo-naden-pamjati-vasilija-velikogo-rodnogo-brata/(дат... обращения: 07.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. М.: Типо-литография И. Ефимова, 1892. 654 с. // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/drevnie-inocheskie-ustavy/(дата обращения: 24.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
Литература:
6. Августин (Никитин), архим. Преподобный Венедикт Нурсийский // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikitin/prepodobnyj–venedikt–nursijskij/5 (дата обращения: 24.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
7. Вогюе А. Святой Бенедикт. Человек Божий. Париж, 1995. 151 с.
8. Вильшинска Л. Монашеская жизнь на рубеже латинского и византийского славянства в перспективе его традиционных ценностей на примере литературного творчества Юрая Иоанникия Базиловича (Орден Святого Василия Великого) (1742–1821) // Взгляд на славянскую аксиологию. М.: Институт славяноведения РАН, 2019. С. 122–140.
9. Гулевич А. Н. Монашеские обеты базилиан по Кодексу Конституций ордена святого Василия Великого 1791 г. // Труды Минской духовной академии. 2015. № 12. С. 134–160.
10. Дионисий (Шленов А.В.), игум. Аскетика свт. Василия Великого // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlenov/vasilij-velikij-asketika/(дата обращения: 07.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
11. Диодор (Ларионов), мон. «Собранный воедино»: происхождение и изначальное содержание понятия «монах» на Востоке по памятникам II–IV вв. Ч. I: Свидетельства греческих и коптских источников // Богословский вестник. 2016. № 20–21. С. 221–248.
12. Казанский П. С. История православного монашества на Востоке: В 2 ч. М.: Паломникъ, 2000. Ч. 1. 462 с.; Ч. 2. 461 с.
13. Калиниченко Е. В. Василиане. Орден святого Василия Великого // Православная энциклопедия. Т. 7. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/150475.html (дата обращения: 26.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
14. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М.: Ломоносовъ, 2012. 192 с.
15. Кулькова Н. А. Переводческая деятельность Руфина Аквилейского в контексте предшествующей традиции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2007. № 8. С. 32–98.
16. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Христианская жизнь, 2001. 384 с.
17. Монастыри и монашество: традиции и современность. Международная богословская научно-практическая конференция в СвятоТроицкой Сергиевой лавре. М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, 2013. 138 с.
18. Примогенов Н. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/ustavinocheskoj-zhizni-vasiliya-velikogo-i-sravnenie-ego-s-ustavomsvyatogo-pahomiy... (дата обращения: 09.03.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
19. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 255 с.
20. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. СПб.: Алетейя, 2001. 506 с.
21. Харин Е. С., свящ. Быт и нравы древнерусского монашества ХI–ХIII вв. Ижевск: Удмуртский университет, 2015. 248 с.
22. Хосроев А. Л. Пахомий Великий: из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.: Нестор-История, 2004. 508 с.
Данные об авторах:
Епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей
(Денисов Александр Анатольевич);
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес: daleksan@mail.ru
Протоиерей Владимир Владимирович Пархоменко;
Должность: старший преподаватель кафедры богословия;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес: polokhov@mail.ru
Читать статью (pdf)
Н.В. Самойлов
Тринитарные аналогии в «Кассициакских диалогах»: философско-богословский анализ
Ссылка на статью:
Самойлов Н.В. Тринитарные аналогии в «Кассициакских диалогах»: философско-богословский анализ // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 55–70. DOI: 10.56621/27825884_2023_21_55
Аннотация: В статье представлен анализ положений итальянского профессора Папского института патристических исследований «Augustinianum» Нелло Чиприани, описанных в его работе под названием «Христианские источники учения о Троице в первых диалогах Блаженного Августина». Автором указанной статьи предпринята попытка богословско-философского анализа степени влияния на христианизированное мышление Аврелия Августина античной философской традиции в лице неоплатонизма. В связи с этим особую ценность представляет часть трудов раннего периода творчества Блаженного Августина, названных по месту его пребывания «Кассициакскими диалогами». Под этим названием объединены три его произведения: «О порядке», «О блаженной жизни» и «Против академиков». В настоящей работе показана принципиальная позиция Нелло Чиприани: отрицание какоголибо влияния античной философии на понимание Августином христианской тринитарной доктрины. Данное положение является антитетической позицией по отношению к трудам французского ученого Оливье дю Руа. Раскрывая ее, Чиприани прибегает к попытке доказать неточность в интерпретации текстов Блаженного Августина, использованных дю Руа для поддержки выдвинутых им положений о превалирующем влиянии на личность Августина языческого мира. Тезис дю Руа не выдерживает критики в контексте употребления Августином тринитарных аналогий в «Кассициакских диалогах» и использования в них христианских источников знания. Таким образом, рассмотренная в статье идея итальянского профессора Нелло Чиприани принимает черты правдивого исторического факта.
Ключевые слова: Аврелий Августин, Нелло Чиприани, Оливье дю Руа, «Кассициакские диалоги», Святая Троица, христианство, неоплатонизм, Плотинова Триада.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Cipriani N. Le fonti cristiane della dottrina trinitaria nei primi Dialoghi di S. Agostino // Augustinianum, Vol. 34/2. 1994. pp. 253–312.
2. Courcelle P. Recherches sur les Confessions de saint Augustin. Paris: E. de Boccard, 1968. 616 p.
3. Doignon J. Points litigieux dans la tradition du texte du «De ordine» (Livre II) de saint Augustin // Revue des Études Augustiniennes. 1979. Vol. 25. pp. 230–244.
4. Du Roy О. L'intelligence de la foi en la Trinité selon Saint Augustin. Génèse de sa théologie trinitaire jusqu’en 391. Paris: Etudes augusti-niennes, 1966. 544 p.
5. Gilson E. Introduzione allo studio di S. Agostino / tr. V. Venanzi. Casale Monferrato: Marietti, 1983. 317 p.
6. Hadot P. Citations de Porphyre chez Augustin // Revue des Études Augustiniennes. 1960. Vol. 6/2. pp. 205–244.
7. Hadot P. L'image de la Trinite dans l'ame chez Victorinus et chez saint Augustin // Studia Patristica. Vol. VI. Paris, 1962. pp. 409–442.
8. Hadot P. Marius Victorinus. Paris: Études augustiniennes, 1971. 422 p.
9. Hadot P. Porphyre et Victorinus. 2 vols. Vol. 1. Paris: Études Augustiniennes. 1968. pp. 503 + 174.
10. Henry P. Plotin et l’Occident: Firmicus Maternus, Marius Victorinus, Saint Augustine and Macrobe. Louvain: Spicilegium Sacrum Lovaniense, 1934. 294 p.
11. Madec G. Une lecture de Confessions VII, IX, 13–XXI, 27. Notes critiques à propos d’une thèse de R.-J. O’Connell // Revue des Études Augustiniennes. 1970. Vol. 16. pp. 79–137.
12. Madec G. A. Notes sur l'intelligence augustinienne de la foi // Revue des Études Augustiniennes. 1971. Vol. 17. pp. 119–142.
13. Madec G. À propos d’une traduction de De ordine II, V, 16. // Revue des Études Augustiniennes. 1970. Vol. 16/2. рр. 179–186.
14. Marius Victorinus. Traites theologiques sur la Trinite, Introduсtion/Introduction, traduction et notes par Pierre Hadot. Sources Chrétiennes. 1960. Vol. 68. 653 p.
15. O'Meara J. J. Studies preparatory to an understanding of the mysticism of St. Augustine and his doctrine on the Trinity. Paris: Augustinian Studies, 1970. pp. 263–276.
16. Solignae A. Introduction aux Confessions. Bibliotheque augustinienne [= BA]. 1959. Vol. 13. 270 p.
Данные об авторе:
Самойлов Николай Владимирович;
Место учебы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Вольская, 10 А;
Электронный адрес: leviafan101218@yandex.ru
Читать статью (pdf)
Раздел II. Философия
В.А. Ручин
Региональное развитие в постсекулярную эпоху: духовно-нравственный аспект
Ссылка на публикацию:
Ручин В.А. Региональное развитие в постсекулярную эпоху: духовно-нравственный аспект // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 71–86. DOI: 10.56621/27825884_2023_21_71
Аннотация: В статье рассматривается процесс социализации в рамках локальных сообществ. Делается попытка выявить и минимизировать основные риски модели социализации. Для нашей страны механизм культурного сбоя начала XX века сегодня, в постсекулярную эпоху, по-прежнему вызывает болезненные симптомы выздоровления общественного сознания, а потому анамнез возникающих мировоззренческих расстройств имеет экзистенциальное значение. Это особенно важно в условиях, при которых прозападная религиозность небывало широкого спектра превращается в мощную силу и политический инструмент, деформирующий ценностные установки подрастающего поколения. Исследование осуществлено с учетом этнорелигиозной мозаичности и нацелено на анализ фактора социальной сплоченности как условия регионального развития. Автор посредством философского и социологического анализа приходит к выводу об особом значении духовно-нравственной сферы для развития российского общества.
Ключевые слова: постсекулярный мир, социализация, ценностная интервенция, духовная культура.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-70023 «Религиозная социализация в постсекулярном мире: дискурсивные практики и социокультурные риски».
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995. 40 с.
2. Бубнов Е. С. Когнитивная эмпатия и рациональные реконструкции истории науки // Вопросы философии, 2019. № 7. С. 143–149.
3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3. С. 101–116.
4. Десятилетие обманутых ожиданий: Тихоокеанская Азия и Тихоокеанская Россия между двумя глобальными кризисами. Владивосток: ИП Шульга В. Б., 2022. 456 с.
5. Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. М., 1971. С. 553–580.
6. Ларин В. Л. Востоковедение в институте истории: конструирование своего пути // Труды Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2021. Т. 30. № 1. С. 38–95.
7. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. 256 с.
8. Орлов М. О. Управление процессами социализации в условиях глобализации / М. О. Орлов, А. А. Дьяков, Д. М. Соколова; под ред. д-ра филос. наук, проф. М. О. Орлова. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2011. 272 с.
9. Орлов М. О. Этика дискурса как основа стратегий социализации в глобализирующемся мире // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Серия «Философия. Психология. Педагогика». Вып. 2. С. 55–59.
10. Поповкин А. В. Логос русской культуры на берегах Тихого океана // Ойкумена. 2017. № 2. С. 116–122.
11. Поповкина Г. С. Религиозное образование на юге Дальнего Востока России в постсоветский период // Образование и наука. Т. 19. № 9. 2017. С. 144–163.
12. Путин В. В. Совещание по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа // Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/(дата обращения: 23.02.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
13. Степин В. С. Новые ориентиры цивилизации // Экология и жизнь. 2000. № 4. С. 4–8.
14. Тетюев Л. И., Тетюев Л. И. Идея коммуникативного разума в социальной философии Юргена Хабермаса // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 3. С. 70–76.
15. Тетюев Л. И. Трансцендентальная философия: современный проект. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. С. 78–106.
16. Федирко О. П., Владимирова В. А. Религиозное неравенство на Дальнем Востоке России через призму судебной практики (2016–2019) // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7–4 (109). С. 192–197.
17. Черепанова М. И., Неваева Д. А., Щеглова Д. К., Сарыглар С. А. Этнокультурная идентичность населения Алтайского края // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2016. № 8–1. С. 117–121.
18. Habermas J. Der Philosophische Diskurs der Moderne. B.: Suhrkamp Verlag, 1985. 449 s.
Данные об авторе:
Ручин Владимир Алексеевич;
Ученая степень, звание: кандидат философских наук;
Должность: доцент кафедры философии культуры и культурологии;
Место работы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Вольская, 10 А;
Раздел III. История
Протоиерей К.Е. Краснощеков, А.А. Долин
Обновленческий Поместный Собор 1925 года (на материале журнала «Вестник Священного синода Православной российской церкви»)
Ссылка на статью:
Краснощеков К.Е., прот., Долин А.А. Обновленческий Поместный Собор 1925 года (на материале журнала «Вестник Священного синода Православной российской церкви») // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 87–102. DOI: 10.56621/27825884_2023_21_87
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема информационного освещения обновленческих Поместных Соборов на страницах обновленческого журнала «Вестник Священного синода православных церквей СССР» (до 1928 года — «Вестник Священного синода Православной российской церкви»). Таким образом, статья имеет в основном источниковедческий характер. Также, однако, были рассмотрены предыстория восстановления соборного управления Русской Церковью, проблемы, связанные с определением характера Поместного Собора, его полномочий и состава. Кроме того, нами освещен вопрос рецепции института Поместного Собора в рамках обновленческого раскола, деятели которого пытались придать расколу легитимный характер посредством проведения двух Поместных Соборов — 1923 года и 1925 года. Обращение к материалам «Вестника» позволило нам сопоставить цели и задачи, которые ставились обновленческим руководством перед Третьим всероссийским (вторым обновленческим) Поместным Собором 1925 года с его фактическими результатами.
Ключевые слова: обновленческий раскол, обновленческий Священный Синод, печатный орган, журнал, Поместный Собор 1917–1918 годов, Первый обновленческий Поместный Собор 1923 года, Второй обновленческий Поместный Собор 1925 года, антирелигиозная политика советской власти.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
Источники:
1. Введенский А. И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918–1922 гг. М.: Мосполиграф; Красный пролетарий, 1923. 258 с.
2. Вестник Священного синода Православной российской церкви. 1925. № 4.
3. Вестник Священного синода Православной российской церкви. 1926. № 6.
4. Вестник Священного синода Православной российской церкви. 1926. № 12.
5. Вестник Священного синода православных церквей в СССР. 1931. № 2.
6. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период: В 3 т. Т. 1: 1917–1970 / под ред. М. Б. Данилушкина. СПб.: Воскресение, 1997. 1020 с.
7. О составе Церковного собора // Церковный вестник. 1905. № 21. С. 641–648.
8. Победоносцев К.П. Историческая переписка о судьбах Православной Церкви. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912. 63 с.
Литература:
9. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. 670 с.
10. Троицкий А., свящ. Вестник Священного синода Православных церквей в СССР // Православная энциклопедия. Т. 8. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2004. С. 44–45. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/158266.html (дата обращения: 25.01.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
11. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 816 с.
12. Шкаровский М. В. Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг.: его значение в жизни Церкви в советский период // Христианский вестник. 2017. № 6. С. 228–241.
Данные об авторах:
Протоиерей Кирилл Евгеньевич Краснощеков;
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: заведующий кафедрой Церковной истории; доцент кафедры философии и методологии науки;
Места работы: Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Вольская, 10 А
ORCID: 0000-0002-7046-7592
Долин Антон Александрович;
Места учебы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Вольская, 10 А;
Саратовская православная духовная семинария;
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., 92;
Электронный адрес:
apelsin0003@mail.ru
Публикации
Священник Н.В. Солодов
Биография схииеромонаха Феодосия (Харитонова): детство, обучение в духовных школах
Ссылка:
Солодов Н.В., свящ. Биография схииеромонаха Феодосия (Харитонова): детство, обучение в духовных школах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 103–146. DOI: 10.56621/27825884_2023_21_103
Аннотация: В предыдущем выпуске «Трудов Саратовской православной духовной семинарии» была опубликована статья, посвященная уточнению обстоятельств саратовского периода жизни замечательного афонского подвижника — схииеромонаха Феодосия (Харитонова; 1869–1937). В настоящей публикации мы проводим более развернутое и детализированное исследование детских лет и времени обучения в духовных школах будущего духовника насельников Карули, уделяя большое внимание обстоятельствам и людям, окружавшим Василия Харитонова с первых лет его жизни. Изучение жизненного контекста, в котором формировался будущий подвижник, делает его образ более объемным и понятным, даже если прямое влияние открывающихся взаимосвязей на формирование личности Василия не может быть установлено явно.
Ключевые слова:иеросхимонах Феодосий (Харитонов), Карульский, биография, Афон, Балашовское духовное училище, Саратовская духовная семинария, протоиерей Иоанн Кедров, Павел Петрович Охотский, протоиерей Павел Извеков, протоиерей Павел Бобров, духовенство Саратовской епархии.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. [Коноплёв Н., прот]. Отец Феофан (воспоминания) // Церковное слово. 1909. № 126. С. 412–416.
2. База данных «Жертвы политического террора в СССР» // Мемориал [Электронный ресурс]. URL: https://lists.memo.ru/ (дата обращения: 20.01.2023). Яз. рус.
3. Бобров П., прот. Беседы о Божественной литургии. Новгород, 1897.
4. Бобров П., прот. Закон Божий. Краткое изложение православного христианского учения, согласно руководству пространного христианского катехизиса. Саратов, 1895.
5. Бобров П., прот. Из памятки приходского пастыря // Саратовские епархиальные ведомости. 1903. № 22. С. 1116–1126; № 23. С. 1205–1215; № 24. С. 1313–1320.
6. Бобров П., прот. Из прошлого. Памятка семинариста 1835–1852 гг. // Волга. 1913. № 52; 58; 64; 69; 75; 81; 88; 92; 97; 102.
7. Бобров П., прот. Письма паломника. М., 1894.
8. Бобров П., прот. Поучение воспитанникам духовной семинарии при окончании учебного года // Саратовские епархиальные ведомости. № 11. С. 472–475.
9. Бобров П., прот. Поучения сельского пастыря. М., 1873.
10. Боголюбов Н.Н. Шестьдесят лет в оперном театре: воспоминания режиссера. М.: Всероссийское театральное общество, 1967. 302 с.
11. Ващезеров П., свящ. Письмо в редакцию // Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 17–18. С. 624.
12. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994. 446 с.
13. Вологодские епархиальные ведомости. 1898. № 14.
14. Воронский А.К. Бурса. М.: Советская литература, 1933. 336 с.
15. Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1914 г. М., 1914.
16. Галинский С. Влас Рогачёв // Звонарь. 1907. Июль. С. 123–136.
17. Грабенко В.И. Романовской район и его история: региональная энциклопедия: В 2 ч. Ч. 1. Саратов: Буква, 2014. 615 с.
18. Дело студента МДА Павла Петровича Охотского // Центральный исторический архив Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2893. Л. 10.
19. Духовный дневник иеросхимонаха Феодосия Карульского // Русский паломник. 2001. № 23. С. 25–43.
20. Журнал правления Вологодского духовного училища № 3 за 1897 год // Государственный архив Вологодской области. Ф. 497. Оп. 1. Д. 304.
21. Извеков И.Н., Извеков А.И., Баранов С.Ю. 500 лет на службе России: дворянский род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней. СПб.: Наука, 2002. 599 с.
22. Ильменский С.П. Речь, произнесенная о. законоучителем Саратовского Александро-Мариинского реального училища, священником С.П. Ильменским // Саратовские епархиальные ведомости. 1904. № 15. С. 883–884.
23. К[азанск]ий А.И. 40-летний юбилей служебной деятельности протоиерея Владимира Михайловича Успенского // Саратовские епархиальные ведомости. 1916. № 23. С. 896.
24. К[озубовск]ий С., свящ. Преподобный Серафим и Лев Толстой. (В ответ на письмо гр. Л.Н. Толстого) // Отдых христианина. 1909. № 5. С. 67–85.
25. Кедров И., прот. Отзыв на газетную статью о церковном пении и архиерейских хорах // Саратовские епархиальные ведомости. 1899. № 13. С. 624–630; № 14. С. 683–688.
26. Козлова Е.Ю., Юмашева О.А. Поэтические особенности песен села Бобылёвка Романовского района Саратовской области, записанных от Е.М. Щербаковой // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Саратов, 2017. С. 150–157.
27. Козубовский С., свящ. Ответ православного пастыря на письмо графа Льва Николаевича Толстого // Отдых христианина. 1909. № 5. С. 37–61.
28. Ласточкин Д., прот. К юбилею пятидесятилетнего служения в священном сане протоиерея г. Саратова Павла Антоновича Боброва, 15 декабря 1903 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 23. С. 1191–1195.
29. Лежнина И.И. Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII–ХХ вв. // Архивный материал о священнослужителях Саратовской епархии. [Электронный ресурс]. URL: https://lezhnina.webnode.ru (дата обращения: 20.01.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
30. Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринославской епархии на 1906/7 учебный год // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1906. № 24.
31. Мраморнов А.И. Духовная семинария в России в начале XX века. Саратов: Научная книга, 2007. 436 с.
32. Наличный состав служащих при 1-м Тамбовском духовном училище // Тамбовские епархиальные ведомости. 1900. № 36. С. 561–567; 1911. № 30.
33. Отец Феодосий в воспоминаниях современников // Русский паломник. 2001. № 24. С. 83.
34. Отношение в Правление Саратовской духовной семинарии от 31 июля 1890 г. // Государственный архив Саратовской области. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5994. Л. 10.
35. Отпускной билет от 27 июня 1890 года // Государственный архив Саратовской области. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5994. Л. 4.
36. Отчет о приходе, расходе и остатке сумм, по содержанию Балашовского духовного училища за 1881 год // Саратовские епархиальные ведомости. 1882. № 19. С. 110–117.
37. Отчет о ревизии Саратовской духовной семинарии и училищ // Российский государственный исторический архив. Ф. 802. Оп. 17. Д. 145.
38. Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1892–93 учебный год. Казань. 1893.
39. По отчетам д.с.с. Григоревского о произведенных им ревизиях духовно-учебных заведений епархий Саратовской и Рязанской // Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Оп. 69. 2 ст. 1 отд. Д. 12. Л. 30.
40. Покровский С.И., свящ. 30-тилетие учебно-административной службы смотрителя Тверского духовного училища П.Ф. Беллавина // Тверские епархиальные ведомости. 1908. № 43. С. 893–894.
41. Постников С.Н. Воспоминания об Академии (1910–1915) // Встреча. 1997. № 2.
42. Прот. П. А. Бобров (некролог) // Саратовские епархиальные ведомости. 1914. № 17. С. 44–45.
43. Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии. 1890–1894. Протокол № 19 от 20 августа 1890 г.; Протокол № 20 от 31 августа 1890 г.; Протокол № 24 от 19 сентября 1890 г.; Протокол № 23 от 11 июня 1894 г.; Протокол №27 от 15 июня 1894 г.
44. С.С.С. Памяти К.П. Победоносцева // Саратовский духовный вестник. 1907. № 11. С. 7–9.
45. С.С.С. Памяти покойного о. протоиерея И.П. Кедрова // Саратовский духовный вестник. 1906. № 39–40. С. 8.; № 41–42. С. 6–7.
46. С.С.С. Партия мирного обновления // Саратовский духовный вестник. 1906. № 37–38. С. 3–4.
47. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший епископ Пензенский и Саранский (некролог) // Саратовский духовный вестник. 1908. № 28. С. 4–7.
48. С.С.С. Тяжелое материальное положение учащихся церковных школ // Саратовский духовный вестник. 1906. № 44. С. 5–7.
49. Саратовские епархиальные ведомости. 1868–1901. 1868. № 13; 1872. № 2; 1876. № 10; 1881. № 29; № 42; № 45; 1882. № 28; 1883. № 25; 1884. № 14; 15; 1887. № 22; 1899. № 14; 1900. № 14; 1901. № 14.
50. Сельский священник. Темное и светлое в духовенстве // Луч света. 1908. № 1. С. 10–14; № 2. С. 46–49; № 3. С. 71–77.
51. Соколов С.Д. Саратовцы писатели и ученые // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. 1913. № 30. С. 300–302.
52. Солодов Н.В, свящ. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) в воспоминаниях свящ. Николая Коноплёва // Богослов.ru [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6172977 (дата обращения: 20.01.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
53. Солодов Н.В., свящ. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) и его обучение в духовных школах Саратовской епархии 1880-х годов // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. №1(20). С. 95–117.
54. Солодов Н.В., свящ. Контекст публикации дневника «На пути в объятия Отчи» // Богослов.ru [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6172655 (дата обращения: 20.01.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
55. Солодов Н.В., свящ. Корреспондент Феофана Затворника Феодосий Карульский // Богословский вестник. (Принято в печать).
56. Солодов Н.В., свящ. «На пути в объятия Отчи» — дневник Феодосия Карульского. Часть 1 // Богослов.ru [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6172271 Загл. с экрана. Яз. рус.
57. Солодов Н.В., свящ. «На пути в объятия Отчи» — дневник Феодосия Карульского. Часть 2 // Богослов.ru [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/6172322 Загл. с экрана. Яз. рус.
58. Солодов Н.В., свящ. Феодосий Карульский как автор первого исследования нравственного богословия святителя Феофана Затворника // Вопросы богословия. 2022. № 1. С. 53–66.
59. Сорокалетие педагогической и церковно-общественной деятельности прот. В.М. Успенского // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 17. С. 469–471.
60. Сорокин В.У., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: КнязьВладимирский собор, 2005. 734 с.
61. Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Саратовской епархии // Саратовские епархиальные ведомости. 1902. № 19.
62. Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Саратовской епархии на 1 января 1909 года // Саратовский духовной вестник. 1909. № 1.
63. Список лиц, служащих в Смоленской духовной семинарии в начале 1906–1907 г. // Смоленские епархиальные ведомости. 1906. № 18.
64. Список лиц, служащих в Тверском духовном училище // Тверские епархиальные ведомости. 1907. № 2. С. 11–15.
65. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912.
66. Старец Феодосий Карульский Святогорец // Русский паломник. 2001. № 23.
67. Феодосий (Харитонов), иеросхим. На пути в объятия Отчи // Церковное слово. 1907. № 25. С. 386–387; № 26. С. 403–405; № 29. С. 455–456; № 31. С. 486–488; № 32. С. 499–501; № 33. С. 515– 516; № 34. С. 531–533; № 36. С. 566–567; № 40. С. 634–635; № 41. С. 646–647; № 42. С. 660–662; № 47. С. 739–740; № 51. С. 3–4; № 53. С. 35–36; № 54. С. 52–53; № 57. С. 97–99; № 59. С. 138; 1908. № 64. С. 211–212; № 65. С. 230; № 66. С. 245; № 69. С. 293–295; № 73. С. 355–357; № 76. С. 408–409; № 77. С. 419–421; № 82. С. 502–505; № 85. С. 551–552; № 86. С. 569–570; № 87. С. 579–583.
68. Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. М., 1899.
69. Феофан, иером. Важное значение законоучительской деятельности священника в церковно-приходской школе // Таврические епархиальные ведомости. 1896. № 43. С. 1140–1149.
70. Формулярный список Василия Харитонова // Государственный архив Саратовской области. Ф. 12. Оп. 1. Д. 6404. Л. 3–4.
71. Х[аритонов] В. Мысли преосвященного Феофана тамбовского о христианском воспитании детей // Саратовские епархиальные ведомости. 1896. № 3. С. 131–138.
72. Харитонов В. Обозрение главных сочинений преосвященного Феофана (Тамбовского) нравственно-аскетического содержания. Кандидатское сочинение // Государственный архив Республики Татарстан. Ф. 10. Оп. 2. Д. 313.
73. Черновик отношения в Саратовскую духовную консисторию от 24 июля 1890 г. // Государственный архив Саратовской области. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5994. Л. 8.
74. Шабогина И.Ю. Музыкально-стилевые особенности духовных стихов села Бобылёвка Романовского района Саратовской области. ВКР. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2017.
75. Шиманский Ф.С. Адрес-календарь на 1891 год. Саратов, 1891; Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 г. Саратов, 1883.
Данные об авторе:
Священник Николай Викторович Солодов;
Степень, звание: кандидат физико-математических наук;Должность: старший преподаватель кафедры богословия;
Место работы: Московская духовная академия;
Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра;
Электронный адрес:
nsolodov@gmail.com
Рецензии
М.В. Ковшов
Структурный, тематический и экзегетический комментарий на Послание к Римлянам: опыт православно-богословского анализа
Рецензия на книгу: Sherwood Aaron. Romans: A Structural, Thematic, and Exegetical Commentary. Bellingham: Lexham Press, 2020. xv+949 pp.
Ссылка:
Ковшов М.В. Структурный, тематический и экзегетический комментарий на Послание к Римлянам: опыт православнобогословского анализа. Рец. на кн.: Sherwood A. Romans: A Structural, Thematic, and Exegetical Commentary. Bellingham: Lexham Press, 2020. xv+949 pp. // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 147–155. DOI: 10.56621/27825884_2023_21_147
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
1. Ковшов М. В. «Новые взгляды на Павла»: критический анализ современных западных подходов к исследованию посланий апостола язычников // Христианское чтение. 2011. № 6. С. 134–159.
2. Aaron Sherwood // LibraryThing. [Электронный ресурс]. URL: https://www.librarything.com/author/sherwoodaaron (дата обращения: 4.05.2023). Загл. с экрана. Яз. англ.
3. Sherwood A. Romans: A Structural, Thematic, and Exegetical Commentary. Bellingham: Lexham Press, 2020. xv+949 pp.
Данные об авторе:
Ковшов Михаил Всеволодович;
Степень, звание: кандидат богословия, доцент;
Должность: доцент кафедры библеистики;
Место работы: Московская духовная академия;
Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра;
Перервинская духовная семинария;
Российская Федерация, 109383, г. Москва, ул. Шоссейная, 82
ORCID: 0000-0003-0656-1135